Следствие по делу о контрабанде 400 кг кокаина из Аргентины в Москву оказалось в непростой юридической ситуации. Адвокаты обвиняемых настаивают, что доставить чемоданы с муляжами наркотиков в Москву было исключительно инициативой российских правоохранителей.
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, главный фигурант расследования — Андрей Ковальчук — отказывается давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ. Ранее, после экстрадиции в Москву, он объявил следователям, что официально является безработным, но занимался в Германии частным бизнесом по продаже сигар и элитного спиртного. В Германии же Ковальчук, по данным агентства, заявлял, что ранее был техническим сотрудником одного из посольств. О своем прошлом он старается не распространяться. Известно только, что в молодости Ковальчук служил в нынешней отдельной бригаде оперативного назначения внутренних войск в Софрино, а потом был связан и со спецслужбами, и с МИД.
По данным «Росбалта», адвокаты обвиняемых по делу выработали тактику защиты, которая не касается напрямую содержимого чемоданов. Они установили, что здание школы, где и нашли груз, было просто арендовано для обучения детей дипломатов и, в отличие от помещений посольства, не относится к территории Российской Федерации. Согласно материалам дела, обвиняемые для транспортировки чемоданов наняли частный самолет, который прибыл в Аргентину. Оттуда он должен был вылететь в Ригу, а потом в Германию. Однако под давлением оперативников, боявшихся срыва оперативного эксперимента, груз обвиняемым выдан не был. Только гораздо позже его под контролем спецслужб переправили спецбортом в Москву.
«Хранился груз в здании, относящемся к Аргентине, перевозить его хотели в Германию транзитом через Латвию. Какое отношение ко всему этому могут иметь российские правоохранительные органы, — высказал мнение собеседник „Росбалта“. — Совершенно очевидно, что у российских правоохранительных органов нет прав вести данное расследование, оно не относится к их юрисдикции. То, что в ходе оперативного эксперимента чемоданы доставили в Москву, было инициативой организаторов этого эксперимента. Обвиняемые хотели переправить груз в Ригу, а потом — в Германию».
По версии следствия, в 2016 году Андрей Ковальчук разработал схему по контрабанде кокаина. Она предусматривала хранение кокаина «в помещениях российского диппредставительства», доставку наркотиков в Россию «с использованием специализированных авиарейсов», перемещение кокаина внутри РФ и «в страны Европы для незаконного сбыта». По версии МВД и ФСБ, Ковальчук лично встречался в странах Латинской Америки с поставщиками кокаина, договаривался о покупке крупных партий, которые доставляли в Аргентину. Там Ковальчук передавал груз завхозу посольства Али Абянову, в задачи которого входило обеспечить хранение наркотика на территории диппредставительства, а также «поместить наркотики на специализированные рейсы для доставки в РФ». Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов должны были принимать кокаин в Москве и отправлять его потом в страны Европы. Они также оплачивали рейсы частной авиации в случае, если наркотики не получалось отправить в Москву спецбортом.
В 2016 году Ковальчук через Абянова поместил около 400 кг кокаина в 12 чемоданах в помещении посольства, однако дальше произошло непредвиденное. Абянова отозвали в Москву, а груз остался в Аргентине. Все попытки его переслать в столицу заканчивались безуспешно. А потом в хранившиеся чемоданы заглянули сотрудники службы безопасности посольства, которые и обнаружили там кокаин. Дальше совместными усилиями ФСБ РФ и аргентинских спецслужб была проведена операция «контролируемая поставка». Трое фигурантов расследования — Владимир Калмыков, Иштимир Худжамов и Али Абянов — были задержаны 13 декабря в Москве. Им предъявлены обвинения по статьям УК РФ 228 (пересылка наркотических средств) и 229 (контрабанда наркотических средств). В середине января следователь вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого предполагаемого организатора контрабандного канала Андрея Ковальчука. Тогда же он был заочно арестован и объявлен в розыск.
Андрей Ковальчук, находясь в Германии, передал «Росбалту» свою версию событий. Согласно ей, в июле 2016 года он приобрел в Буэнос-Айресе кофе, сигары, спиртные напитки. Данные покупки совершались при многочисленных свидетелях, также сохранились все чеки на них. 15 июля 2016 года товар с разрешения завхоза Али Абянова в чемоданах поместили в подсобное помещение под лестницей школы при посольстве. Рядом находились старые парты, стулья, швабры. В ноябре 2016 года на место завхоза из Москвы прибыл другой человек, его Абянов при передаче дел предупредил о том, что в подсобке находятся вещи Ковальчука, которого многие в посольстве хорошо знали.
То, что в чемоданах оказался кокаин, согласно словам Ковальчука, для него оказалось полной неожиданностью. Он полагал, что товар подменили прямо в здании посольства с целью провокации.