В августе состоялась встреча председателя правления «Роснано» Анатолия Чубайса с президентом Владимиром Путиным
, рассказали РБК несколько источников, близких к «Роснано». Источник в окружении главы администрации президента Сергея Иванова подтвердил факт встречи. Ранее источники рассказывали, что именно Иванов способствовал смягчению меры пресечения бывшему партнеру Чубайса, экс-руководителю госкорпорации Леониду Меламеду — с содержания под стражей в СИЗО до домашнего ареста (подробнее о деле Меламеда см. вынос).
Как уточнил один из источников РБК, глава «Роснано» ходатайствовал перед первым лицом государства, и Путин дал понять, что топ-менеджерам корпорации «уже можно возвращаться в Москву». По информации человека, знакомого с Чубайсом, августовская встреча «была успешной, и именно ее результаты позволили некоторым людям вернуться в Россию».
Другой источник РБК, осведомленный о встречах с главой государства, назвал ее результаты «логичными». «Мы все надеемся, что ходатайство сработает и переговоры приведут к положительным результатам», — говорит он. Деталей разговора никто из собеседников РБК не раскрыл.
Член правления «Роснано» Андрей Трапезников сообщил, что в корпорации не комментируют информацию о встрече главы корпорации с президентом.
Кто уезжал
Как писал в конце июля РБК, с того момента, как под домашний арест был посажен Леонид Меламед, из России уехали сразу несколько топ-менеджеров «Роснано» — как бывших, так и нынешних. Все они, как рассказывали более пяти источников в окружении Чубайса и Меламеда, опасались уголовного преследования.
В числе уехавших из России — бывший финансовый директор РАО «ЕЭС» и давний партнер бывшего гендиректора «Роснано» Меламеда Дмитрий Журба, бывший зампредправления «Роснано» и экс-глава «Группы Е4» Андрей Малышев, член правления «Роснано» и Фонда развития инфраструктурных и образовательных программ Яков Уринсон, ранее первый зампред «Роснано» (сейчас — президент бизнес-школы «Сколково») Андрей Раппопорт, директор по инновационному развитию «Роснано» Юрий Удальцов.
По информации РБК, в августе Уринсон и Удальцов вернулись в Москву. «В июле—августе они находились в командировках и плановых отпусках и вернулись в Москву, как мы и говорили ранее», — сообщил Трапезников. Сам Удальцов на прошлой неделе подтверждал РБК, что вернулся в Москву после командировки в Германию и отпуска.
«Я уезжал в традиционный отпуск, в который я обычно уезжаю. Меня не было чуть больше двух недель в Москве», — объяснил РБК свое отсутствие в России Яков Уринсон. Комментировать общение Чубайса с Путиным Уринсон не стал, заявив лишь, что «никакого перерыва в их общении не было».
В пресс-службе бизнес-школы «Сколково» сообщили, что Андрей Раппопорт вернется в Москву к началу делового сезона после окончания отпуска. По информации двух источников в окружении бизнесмена, Раппопорт уже прилетел в Россию. Связаться с бизнесменом РБК пока не удалось.
Дозвониться до Дмитрия Журбы, который фигурирует в деле Меламеда как свидетель, не удалось. По словам адвоката Андрея Малышева Ольги Козыревой, ее подзащитный будет находиться на лечении за рубежом до второй половины сентября, соответствующие документы отправлены в Следственный комитет России. Малышев проходит по уголовному делу как подозреваемый.
Получить комментарий пресс-службы президента пока не удалось. Анатолий Чубайс не ответил на вопросы РБК.
Что случилось
Два источника, близких к руководству «Роснано», ранее рассказывали, что старт атаке на партнеров Чубайса был дан примерно за неделю до ареста Меламеда. Его ни разу за все время существования уголовных дел не допрашивали, рассказали двое знакомых Меламеда, но вдруг вызвали на допрос в Следственный комитет за четыре дня до задержания. Когда следователи узнали, что в этот день Меламед не сможет сам приехать к ним (его адвокат был занят в другом процессе в Подмосковье), к нему нагрянула группа оперативников и задержала, говорил собеседник РБК.
Одной из причин, почему активизировалось расследование, источники РБК называли участие Чубайса в публичных дебатах с оппозиционным политиком Алексеем Навальным. Силовики имели виды на группу Чубайса, потому что это медийно выигрышное и уже готовое дело, а после дебатов с Навальным в эфире «Дождя» (24 июня, то есть за неделю до ареста Меламеда) людей Чубайса просто перестали защищать в Кремле, пояснял один из них.
Дело Меламеда
В пятницу, 3 июля, Басманный суд Москвы отправил под домашний арест на два месяца экс-председателя правления госкорпорации «Роснанотех» (с конца 2010 года — ОАО «Роснано»), а сейчас гендиректора ХК «Композит» Леонида Меламеда, задержанного двумя днями ранее.
По версии правоохранительных органов, в 2008 и 2009 годах Меламед, одновременно являясь совладельцем Инвестиционно-финансовой корпорации «Алемар» (ЗАО «ИФК «Алемар»), заключил договор об оказании консультационных услуг между госкорпорацией и ИФК, и под видом консультационных услуг в течение полугода «ставленники» Меламеда — Андрей Малышев и Святослав Понуров — незаконно перечислили средства, выделенные корпорации из госбюджета, в качестве имущественного взноса.
Работа, которую выполняли сотрудники «Алемара», входила в обязанности самой «Роснано», считает следствие. А привлечение услуг третьих лиц на возмездной основе в тех же целях противоречило требованиям закона. «Меламед создал все условия, чтобы бюджетные средства были перечислены в подконтрольную ему фирму, обеспечив себе таким образом так называемый золотой парашют при увольнении», — заявлял представитель СКР Владимир Маркин.
Леонид Меламед свою вину не признает. Также он указывает, что следствие напрасно считает Малышева и Понурова находящимися под его контролем. По словам Меламеда, ни он сам, ни Малышев, ни Понуров не могли инициировать подписание договора, который вменяется им в качестве хищения. «На тот момент я уже не работал в корпорации, это был не уровень Малышева или Понурова», — говорил тогда Меламед.
В понедельник, 24 августа, в Мосгорсуде адвокаты Меламеда ходатайствовали об изменении меры пресечения. Несмотря на поручительство влиятельных друзей, включая Анатолия Чубайса, и их готовность внести залог, суд не пошел на смягчение: до 1 сентября Меламед останется под домашним арестом. Адвокат Меламеда Руслан Кожура считает решение Мосгорсуда «необоснованным», поэтому защита будет его обжаловать.
По информации РБК, в ближайший понедельник, 31 августа, в Басманном суде следствие будет ходатайствовать о продлении домашнего ареста Леонида Меламеда до 11 декабря.