Пытаясь вернуть свою продукцию на российский рынок, Турция подняла пошлины на зерно, рис, подсолнечник из России; повышение составило от 10% до 130%. Таким образом исчезновение с овощных прилавков ввезеных из Турции томатов обойдется российской экономике, по разным оценкам, в 1,3 – 1,5 миллиарда долларов. Но за помидоры, вырощенные на российской почве, покупатель все равно продолжает переплачивать.
«Немецкая волна», опираясь на доклад, который представили 17 апреля Академия народного хозяйства, Институт Гайдара и Всероссийская академия торговли, подготовила материал о ситуации на российском рынке томатов. По мнению издания, ограничительные меры, которые Турция в середине марта ввела в ответ на «блокаду» турецких помидоров, влетают России не в копейку – в миллиарды. Повышение пошлин на поставки в Турции повлекло за собой потерю 1,3 – 1,5 миллиарда долларов: пошлина на российскую пшеницу и кукурузу составляет теперь 130%, на рис 45%, подсолнечное масло – 36%, бобовые – 9,7%.
Но даже после того, как рынок «освободился» от турецких томатов, отечественные помидоры, пишут авторы материала, все равно стоят втрое дороже. На Кашире – по 100 рублей
С мнением, высказанным в публикации «Немецкой волны», согласны не все. Так, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов отмечает, что сравнение проведено некорректно:
«Надо сравнивать цены на одном базисе, а не просто виртуальную цену там и здесь. Издержки логистики, НДС, пошлину на растаможку кто-то считал? Наценку оптовиков и розницы». Сам эксперт, по его словам, покупает помидоры в недавно построенной теплице в Подмосковье. Помидоры там стоят 100 рублей (за килограмм), огурцы – 60. Так что возможность приобрести недорогие овощи, в принципе, есть. Другое дело, говорит Евгений Иванов, что «сама российская система товародвижения в целом-то не слишком оптимальная и развитая».
Импорт помидоров в Россию по-прежнему осуществляют Азербайджан, Марокко, Белоруссия и Китай. К соседям-белорусам, правда, при этом остаются вопросы: все помнят пресловутые «белорусские креветки». Не исключено, что и помидоры, которые пересекают белорусско-российскую границу, выращены сильно южнее Минска. В самом деле, иногда турецкие поставщики переоформляют документы, меняя страну происхождения продукции на Азербайджан, подтверждает президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев.
Цены на российские помидоры сегодня завышены, признает президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев: при оптовых продажах цена на 20-30% выше, чем у турецких. Если турецкие томаты вернутся на российский рынок, это может стать серьезным ударом.
«Энергоемкие» томаты
Зависимость от импорта томатов в России по-прежнему сохраняется. Импорт из стран Евросоюза, а также из Турции, по словам гендиректора ИА Fruitnews Ирины Козий, обеспечивал более половины потребности рынка. После ухода турков для российских производителей огурцов и помидоров открылась ниша объемом в 0,5 миллиарда долларов.
«Местные тепличные хозяйства пытаются наращивать производство, – объясняет Ирина Козий, – но эта продукция получается очень дорогой, во многом просто потребители не готовы покупать эту продукции по такой цене». Причина – в российских климатических условиях и в высокой энергозависимости процесса. Некоторые тепличные хозяйства могут себе позволить выращивать томаты круглосуточно, но осенью-зимой даже им приходится либо очень сильно сокращать объемы, либо вообще останавливать производство.
Помидоры – растения тепло- и светолюбивые. Обеспечивать им в «темное» время года дополнительное отопление и подсветку стоит очень дорого. И эти расходы производитель, понятное дело, закладывает в цену. Но покупать дорогие помидоры может себе позволить только очень небольшой круг потребителей.
Куда ж нам плыть?
Вариантов видится три. Самый простой – оставить все как есть и сидеть зимой без помидоров. Второй вариант – отказаться от санкций, вернуть-таки помидоры из Турции. И третий – развивать собственные тепличные комплексы, повышая их технологичность. Последний вариант практически полностью зависит от отечественных агрохозяйств. После объявления курса на импортозамещение в строительство тепличных комплексов, по данным Национального плодоовощного союза, вложено 150 миллиардов рублей; но только 20% от этой суммы поступили от государства.