Конфликтная повестка ХМАО пополнилась очередным противостоянием, в эпицентре которого оказалось известное спортучреждение и его бывшие и нынешние функционеры. Покинувшие в конце минувшего года спортивную школу олимпийского резерва по зимним видам спорта Нефтеюганска руководители, как предполагается, фактически парализовали деятельность учреждения, через подконтрольную фирму отрезав его от электронного обслуживания и документооборота. Экс-управленцы, кроме того, могли стать инициаторами обращений многочисленных жалоб на своих преемников в различные инстанции, включая губернатора ХМАО-Югры Наталью Комарову и даже Администрацию президента РФ. Новые функционеры во главе с директором Аланом Баевым, в свою очередь, указывают на многолетние неправомерные договоры с подрядчиками, вероятный вывод бюджетных средств в пользу близких контор, а также изъятие земельного участка спортшколы под биатлонным стрельбищем. Тем не менее, оппоненты действующих руководителей категорически отрицают обвинения и продолжают «наводнять ведомства жалобами». Точку в конфликте, по всей вероятности, поставят УФАС и полиция, уже изучающие перспективы уголовного дела.
ОМВД по Нефтеюганску инициировал доследственную проверку по фактам вероятных нарушений законодательства в деятельности предыдущего руководства МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта».
По словам источников издания, близких к правоохранительным органам, речь может идти о преступлениях, предусмотренных сразу несколькими статьями УК РФ, в том числе, превышении должностных полномочий и растрате.
Отправной точкой конфликта, как выясняется, стала смена руководства спортшколы, произошедшая осенью прошлого года. Руководившего СШОРпоЗВС на протяжении нескольких лет Константина Черных сменил Алан Баев. Вместе с бывшим директором из спортучреждения ушли и несколько сотрудников, в том числе заместитель по административно-хозяйственной части Игорь Михеев, параллельно возглавляющий ООО «Митра», специализирующееся, среди прочего, на деятельности, связанной с обеспечением коммуникаций и компьютерными технологиями.
С этой фирмой Черных на протяжении ряда лет заключал договоры на обслуживание электросетевого оборудования, информсистем и систем видеонаблюдения. В конце 2019 года компания была извещена об отсутствии планов пролонгировать соглашение. Незадолго до этого в спортшколе была организована внутренняя проверка, по итогам которой возникли сомнения в правомерности заключения этих договоров, а также трудоустройства части сотрудников.
«Дело в том, что по этим договорам все компьютеры школы были связаны с серверным оборудованием «Митры». После того, как было объявлено, что соглашения не продлят, фирма, используя свое положение и техвозможности, прекратила обслуживание раньше срока, а именно 30 декабря. В итоге пароли на рабочих компьютерах были изменены, доступ к электронным службам, ЭЦП, почте и прочим сервисам ограничен. А в это время нам требовалось пролонгировать документы на 2020 год, вести документооборот, завершать начисления по зарплате сотрудников и, что немаловажно, получить в электронном виде новые регистрационные документы, так как с 1 января МДУ ДО «СДЮСШОР по биатлону» было переименовано в МБУ «СШОР по зимним видам спорта», – описал возникшую ситуацию один из бывших сотрудников.
По его словам, из-за «искусственно созданных проблем» работа спортучреждения тогда фактически была парализована. В авральном режиме пришлось восстанавливать доступ к документообороту, начислять заработную плату и решать вопросы с госорганами.
Более того, как выяснилось, часть документов по финансово-хозяйственной деятельности «была, вероятно, попросту утеряна или уничтожена». Попытки договориться с Константином Черных и Игорем Михеевым, по словам источников издания, успеха не принесли. «Сослались на отсутствие каналов связи. Даже «выпросить» возможность начислить людям деньги перед Новым годом не удалось, а база 1С была передана только в январе», – уточнили в СШОРпоЗВС.
Из аврального режима учреждение под руководством Алана Баева выбралось только в феврале. Из-за отсутствия возможностей для работы школа вынужденно столкнулась с задержками по выплате зарплат, а также исполнением норм по охране труда. Впрочем, большая часть этих нарушений к настоящему моменту устранена, а сами управленцы, по их словам, «готовы понести ответственность, хотя недостатки и были вызваны внешними факторами».
Одновременно действующие руководители обращают внимание на многочисленные нарушения, которые, по их словам, были вскрыты в ходе внутренних ревизий, проходивших после смены руководства.
«Для примера. С «Митрой» было заключено четыре договора на обслуживание по 306 тысяч поквартально, то есть больше миллиона. УФАС уже пришло к заключению, что это единый контракт, искусственно раздробленный, чтобы не проводить закупку. Есть вопросы и к самой цене. 100 тысяч в месяц замена картриджей и лампочек не стоит. Такие договоры заключались и ранее. По нашим подсчетам, в год через Черных и Михеева по контрактам и их зарплате – 200 и 100 тысяч – могло утекать до 5 миллионов в год», – делится подробностями собеседник в спортсообществе города.
Кроме того, конфликт развернулся и вокруг имущества СШОРпоЗВС. Как рассказали изданию действующие сотрудники, «благодаря своему исключительному положению ООО «Митра» смогло взять в аренду участок лесных земель в районе санатория-профилактория «Юган», на котором находится тренировочное оборудование школы по направлению «биатлон».
«За пользование выкатили сумму в 300 тысяч в месяц. В итоге они и сами стрельбищем пользоваться не могут, и мы, естественно, такие деньги платить не способны. Ситуация патовая, пытаемся ее решить», – говорят функционеры.
На фоне разворачивающегося конфликта, по словам собеседников издания, бывшие руководители «запустили конвейер по написанию всевозможных жалоб в различные ведомства и инстанции, начиная городским и заканчивая федеральным уровнем».
«Там чего только нет, и работа по якобы разваливанию учреждения, и распилы, и трудоустройство друзей и знакомых, и даже взрыв автомобиля бывшего директора, что, конечно, не подтвердилось в ходе целой серии проверок. Ревизии и сейчас идут, правоохранители не могут не реагировать, и от работы это отвлекает. Жалобы, видимо, нужны, чтобы отвлечь от себя подозрения, особенно на фоне идущей доследственной проверки», – добавляют в спорткомитете.
Стоит, впрочем, указать, что у оппонентов нового менеджмента СШОРпоЗВС существует диаметрально противоположная точка зрения на события конца прошлого и первых месяцев текущего года, которую разделяет и ряд по-прежнему работающих в школе сотрудников. Ее в беседе с изданием изложил Игорь Михеев.
«По невыплате зарплаты могу сказать, что Алан Баев в конце декабря 2019 года, поменяв провайдера, собственноручно обрубил канал связи, обеспечивающий доступ к облачному сервису 1С. В первый рабочий день 2020 года базы данных 1С были переданы ему под акт в целостности и сохранности. Что касается контрактов, такого понятия как дробление нет. Есть пункты 4 и 5 статьи 93 ФЗ-44, которые дают право учреждениям их заключать. В этом случае они были правомерны. Надуманы и рассуждения о каком-то воровстве светильников для корта. Они никуда не исчезли, были в дороге, сейчас получены, что выявлено в ходе проверок ОВД и прокуратуры. Все это надумано, а школа поставлена на колени», – рассказывает гендиректор ООО «Митра».
Кроме того, Игорь Михеев сообщил, что, по его сведениям, «в учреждении не платят зарплату, нарушается законодательство об охране труда, а на работу устраиваются близкие к руководству люди». Впрочем, действующие функционеры, в свою очередь, указывают, что все недочеты устранены, а заработная плата к настоящему моменту выплачена полностью, за исключением небольших сумм за выслугу лет нескольким специалистам из-за последствий аврала.
«Правда УрФО» рассчитывала получить комментарий куратора городского спорта – главы профильного комитета мэрии Игоря Крутько, однако телефон управленца не отвечал на звонки. Тем временем сам Алан Баев в беседе с изданием коротко сообщил о возможном уходе с поста директора по собственному желанию «из-за непрекращающегося психологического давления».
И более того, коллеги Баева предполагают, что при таком сценарии его оппоненты «могут попытаться завести в кресло свою сговорчивую креатуру». Точку же в конфликте, вероятно, поставят силовики и надзоры.
«Насколько известно, в ходе проверки ОМВД рассматриваются нарушения, имеющие признаки состава по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» и статье 168 УК РФ «Присвоение или растрата». И нельзя исключать, что после ревизий, инициированных в школе Баевым, и работы органов могут появиться конкретные фигуранты уголовного дела», – заключил собеседник издания, имеющий отношение к силовому блоку ХМАО.