В самом начале 90-х студент челябинского политеха Михаил Юревич начал торговать продуктами. Заработанного капитала оказалось достаточно, чтобы поучаствовать в первой волне приватизации и в 24 года возглавить хлебокомбинат, который стал основой его будущей торгово-промышленной империи «Макфа». К 30 годам он был уже одним из богатейших людей Южного Урала, стал депутатом Госдумы в 1999 году, а в 2005 избрался мэром Челябинска. В 2010 году Юревич был назначен губернатором Челябинской области, но в январе 2014 года досрочно, без объяснения причин, ушел в отставку.
Михаил Юревич сыграл отнюдь не второстепенную роль в судьбе Вадима Белоусова, который был его ближайшим помощником и совладельцем «Макфы». В России переход в политику из бизнеса очень часто оканчивается плачевно.
Дмитрий Медведев
любил продвигать олигархов во власть, вероятно, считая их прогрессивными модернизаторами. Так Михаил Абызов был назначен министром по координации деятельности «Открытого правительства», Владимир Груздев — главой Тульской области, а Михаил Юревич стал губернатором Челябинской области в 2010 году.
В любом региональном бюджете большую долю занимают расходы на строительство и поддержание областных дорог. В бытность Юревича губернатором в среднем в год на это выделялось 10 млрд рублей, что составляло примерно 10% процентов бюджета области. Дорожные деньги распределяются на тендерах между фирмами-подрядчиками, которые и выполняют работы. В современной России к тендерам (по любому профилю), как правило, допускаются «свои» компании. Это не обязательно означает коррупцию, просто глава региона должен быть уверен, что подрядчики не обманут, не разбегутся, а работы будут выполнены.
Но порой компании оказываются не просто проверенными, но и «своими» в полном смысле слова. По версии следствия, нечто подобное и происходило в Челябинской области. Там фактически слились интересы фирм-подрядчиков и правящего в регионе клана Юревича. Вадим Белоусов, на тот момент руководитель «Макфы», а позже депутат Госдумы, активно участвовал в распределении подрядов и передаче денег за оказанные бизнесу преференции. Бюджетные деньги переправлялись на счета фирм-однодневок и исчезали. В марте 2017 года в отношении Юревича было возбуждено уголовное дело по факту получения взяток на общую сумму 26 млн рублей. В мае 2017 года Юревича объявили в международный розыск, а Свердловский областной суд выдал санкцию на его заочный арест.
Белоусов, чтобы сохранить депутатский мандат, а в перспективе и свободу, был вынужден уйти из «Единой России» осенью 2016 года. Он баллотировался от другого региона уже по спискам «Справедливой России». Его шефу, Михаилу Юревичу, зарегистрироваться в кандидаты депутаты в Челябинские не дали, а весной 2017 года он покинул Россию.
Следственный комитет просил арестовать Вадима Белоусова по обвинению в получении взятки в размере около 3,5 млрд рублей. Это может стать рекордным размером взятки в российской истории.
Челябинская область — богатый регион, на 13-м месте во ВРП в Российской федерации, с мощной промышленностью. В нем представлены интересы различных финансово-промышленных групп, поэтому не удивительно, что большие деньги порождают разнообразные соблазны. В Челябинской области за годы правления Юревича связка бизнеса и власти особенно отличилась. В прошлом году приговорили к тюремному сроку в 5,5 лет за получение взяток Николая Сандакова — заместителя Юревича, курировавшего политику. Сенатор Константин Цыбко в 2017 году был осужден за взятки на девять лет. Силовики плотно занимаются областью уже несколько лет, и у нас есть все шансы услышать о новых делах и разоблачениях, связанных с Челябинском.