Погибших в ЦАР российских журналистов пытали и затем убили

Источник
Другой версией гибели Орхана Джемаля, Кирилла Радченко и Александра Расторгуева может быть ограбление.
Как сообщило в среду посольство РФ в Центральноафриканской республике (ЦАР), основная версия произошедшего накануне убийства российской съемочной группы — это ограбление. Но даже если трагедия напрямую не связана с профессиональной деятельностью Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко, расследовавших деятельность в ЦАР военных инструкторов из РФ, их гибель может повлечь за собой изменения в правилах работы российских журналистов в горячих точках.

В среду власти Центральноафриканской республики сообщили о начале следственных мероприятий по выяснению обстоятельств гибели российской съемочной группы. Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в эфире телеканала «Россия 1», руководство страны проинформировало российских дипломатов о том, что на место убийства направлена группа следователей. В помощь им командированы представители полиции ООН — об этом сообщило агентство ТАСС со ссылкой на представителя генсека организации. По словам мэра города Сибю (ближайшего к месту убийства крупного населенного пункта) Анри Депеле, в расследовании участвует и местная полиция.

Напомним, о гибели в ЦАР российской съемочной группы стало известно накануне, когда СМИ сообщили об убийстве неизвестными троих мужчин с пресс-картами российских СМИ. Погибшими оказались журналист Орхан Джемаль, режиссер-документалист Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко. Однако подробности их гибели пока не выяснены. По одной из версий (ее рассказывают со слов выжившего шофера съемочной группы), автомобиль был обстрелян из засады на шоссе, журналисты погибли на месте. По данным же местного онлайн-издания Palmarescentrafrique.com, членов съемочной группы похитили, допрашивали, а затем убили — возможно, представители мусульманского повстанческого движения «Селека». «Большой ошибкой было передвигаться без охраны»,— отмечает издание, в распоряжении которого оказалось фото погибших. Их тела переправят в Россию в эту субботу.

В ЦАР съемочная группа приехала в рамках совместного проекта с онлайн-ресурсом «Центр управления расследованиями» (ЦУР). По словам главы ЦУР Андрея Коняхина, рассматривается несколько версий обстоятельств убийства, в том числе ограбление и нападение исламистов. Имеются вопросы и к выжившему водителю группы, которого подозревают в сотрудничестве с убийцами. При этом, как пояснили ТАСС в посольстве РФ в Банги, пока основная версия в деле убийства — нападение с целью ограбления.

Открытым остается и вопрос о том, кто нес ответственность за безопасность журналистов. В ЦУР заверяют, что в ходе подготовки поездки трех россиян вопросы безопасности и маршруты передвижения обсуждались с одним из сотрудников миссии ООН в ЦАР, он же порекомендовал съемочной группе водителя. Однако руководитель Информцентра ООН в Москве Владимир Кузнецов рассказал “Ъ”, что беседовал с пресс-секретарем миссии в ЦАР и тот заверил, что «ни водителя, ни транспортного средства миссия ООН российским журналистам не предоставляла». «Я знаю своих коллег, которые работают в различных миссиях, знаю, какая ситуация на месте и какова цена ошибки. И в обход или в нарушение мандата никто предоставлять услуги не станет»,— пояснил господин Кузнецов “Ъ”.

Гибель журналистов в ЦАР может в будущем повлиять на условия работы российских журналистов в горячих точках.

Как заявил в среду глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, уже осенью в РФ может быть принят «законопроект о социальных гарантиях для журналистов, работающих в горячих точках». «Мы им активно занимаемся, сейчас готовим разнообразные поправки,— подтвердил “Ъ” председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.— Недавно у нас была встреча, где присутствовал и Леонид Левин, где мы как раз обсуждали, как и в каком формате можно изменить закон о печати». «Мы постараемся сделать так, чтобы наши коллеги, которые постоянно работают в опасных местах, чувствовали себя спокойно и уверенно, могли сохранять жизни и здоровье, а также пройти необходимое лечение, если вдруг получат ранение»,— заявил собеседник “Ъ”. Среди возможных нововведений, по словам господина Соловьева,— усиление ответственности руководителей редакций, повышенная страховка для журналистов, лечение и реабилитация в военных госпиталях и домах отдыха. Тем временем президент Международной федерации журналистов Филипп Лерут в среду призвал Генассамблею ООН принять глобальную конвенцию о безопасности журналистов и работников СМИ.