Адвокаты арестованного в канун Нового года заместителя главы администрации Хакасии Виктора Зимина, чиновника Владимира Бызова пришли в себя после выходной недели. И попросили отпустить их подзащитного из СИЗО, мотивируя это сердечной болезнью. Но разве болело сердце, когда заместитель Зимина обобрал бюджет вверенного ему региона на почти что 200 млн рублей? Главный вопрос — будет ли отвечать сам глава Республики Хакасия за проделки своего доверенного лица? Пожалеет ли Виктор Зимин о том, что так и не выделил деньги на ремонт местного следственного изолятора?
Зимин и другие
Владимиру Бызову вменяют мошенничество при закупке лекарств, медицинского оборудования и взятку в 17 млн рублей. Ущерб, нанесенный бюджету, оценивается в 195 млн рублей. По делу проходят трое чиновников рангом пониже, а также четверо директоров коммерческих фирм. Бызов, ранее служивший в КГБ, посетовал, что скандал обернется для него позором на всю страну. Позором он может обернуться и для начальника чекиста Бызова — губернатора Виктора Зимина.
Впрочем, создается впечатление, что на протяжении всего губернаторского срока члены команды Зимина все время пытаются его опозорить. В 2015 году был арестован Александр Голышев, бывший первый заместитель главы региона, которого Зимин пригласил на работу в 2009 года из Красноярска. Голышеву инкриминировали создание в 2010-2011 годах преступной схемы, в результате которой было похищено более 103 млн рублей. По материалам следствия, чиновник создал фирму-однодневку «Бизнес-система», которая заключила с ГУП «Хакресводоканал» 9 фиктивных договоров на предоставление услуг по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности.
Деньги обналичили и украли. Александр Голышев в 2011году ушел из правительства, его место занял Юрий Лапшин, также приглашенный Виктором Зиминым из Красноярска в 2009 году. Сам Зимин родился в том же Красноярском крае. Получается, что став главой Хакасии, губернатор пригласил на ключевые посты в правительстве земляков, с которыми, по-видимому,был хорошо знаком. С какой целью? Возможно потому, что свои своих не сдают. Вот и Александр Голышев не сдал Виктора Зимина, оправдал возложенное на него доверие губернатора. Поэтому вопрос — куда делись 103 млн рублей и причастен ли к их похищению Виктор Зимин – до сих пор остается открытым. А губернатор продолжает сидеть в своем кресле.
Аешин пошел за Голышевым
В том же 2015 году было возбуждено уголовное дело против министра финансов Семена Аешина, который был назначен вместо заменившего Голышева Юрия Лапшина. Семена Аешина обвинили в превышении должностных полномочий. По материалам следствия, он давал распоряжения о нецелевом использовании 2 млрд рублей 250 млн рублей, выделенных в рамках федеральной программы на строительство перинатального центра. Это привело к дефициту бюджета.
А всего на строительство центра выделялось 3 млрд 500 млн рублей. На что реально были потрачены деньги и знал ли об этом Виктор Зимин, опять осталось неизвестным. В 2015 году казалось, что не за горами отставка губернатора, которая способна помочь решению этого ребуса. Например, суд принял решение об аресте Виктора Зенкова, начальника отдела противопожарной службы Хакасии по Ширинскому району, его обвинили в халатности при борьбе с лесными пожарами.
Иван Вагнер, бывший министр сельского хозяйства, обвиняется в мошенничестве и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Под подозрение также попадают Сергей Новиков, министр строительства и ЖКХ, и Олег Базиев, председатель госкомитета по тарифам и энергетике. Создается впечатление, что все правительство Хакасии находится под прицелом. И, по-видимому, Виктору Зимину это пришлось не по нраву. Он решил наказать виновных.
Пострадал республиканский прокурор Виктор Ломакин, которого отправили в отставку. Как объяснил Виктор Зимин, надзорная деятельность Ломакина мешала развитию региона.
А, скорее всего, она мешала тому, чтобы команда Виктора Зимина могла вольготно чувствовать себя в Республике Хакасия, распоряжаясь по-своему усмотрению выделяемыми деньгами из федерального бюджета. Теперь не мешает — Зимин в своем кресле усидел.
Страсти на пожарах
В том же 2015 году в Хакасии бушевали страшные пожары. 30 человек погибло, тысячи семей остались без крова над головой. В регион прибыл Владимир Путин
, чтобы оценить размеры бедствий, причиненные пожаром.
Видимо, непотопляемый Виктор Зимин тогда смекнул, что в огне хакасских пожаров может «сгореть» и он сам. И чуть ли не на коленях бросился к Путину, умоляя не сажать, а дать поработать. И президент повелся на театральное представление губернатора — никого не посадил. «Поработал» с выделенными на устранение последствий пожаров федеральными деньгами в размере 3 млрд рублей Виктор Зимин ударными коррупционными методами.
Счетная палата РФ установила, что заключено 97 договоров на строительство домов. Никаких торгов и конкурсов не проводилось. Скорее всего, договоры заключались с близкимии Виктору Зимину подрядчиками, предполагает The Moscow Post. В результате сроки сорваны, а построенные дома непригодными для жизни. Сейчас глава генподрядной организации Владимир Смольников находится в бегах и объявлен в международный розыск. А Виктор Зимин по-прежнему сидит в своем кресле.
Супруга-разрушитель
Губернатор Зимин не в первый раз использует трагедии в своих личных целях. Когда произошла страшная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, то в центре скандала оказалась компания «Промметалл», к которой имела отношение супруга Виктора Зимина.
Эта компания продавала дорогую электротехническую сталь (оборудование ГЭС) в Китай под видом черного лома, что и было зафиксировано на таможне. Мог ли губернатор республики не знать, как реализуется оборудование пострадавшей ГЭС? Если не знал, то его за это снимать надо было. Как некомпетентного руководителя. А если знал, то надо было сажать. Из-за того скандала были уволены два заместителя министра энергетики РФ. А Виктор Зимин продолжил «протирать» свое кресло.
В поиске кредиторов
В 2015 году бюджет Хакасии составил 3 млрд рублей. Планируемый на 2016 год – 3.1 млрд рублей Завидная стабильность бюджетной дефицитности.
При этом на сайте государственных закупок республики журналисты обнаружили объявления о поиске кредиторов и не одно, а целых четыре. Общая сумма – около 1 млрд рублей. Кредиты ищутся под немыслимо высокие проценты.
А отдавать займы кто будет? Или Виктор Зимин действительно возомнил себя непотопляемым и надеется на новый губернаторский срок? Надеется все также купаться в дотациях из бюджета, жить на широкую ногу, покупать дочке племенного жеребца за $5 млн, строить дворцы с вертолетными площадками и видами на Енисей?
По последним данным, вместе с Владимиром Бызовым по делу о мошенничестве арестовано семь человек. Это Игорь Арокин, председатель ГКУ РХ «Центр закупок», его заместитель Инга Мелузова, Александр Гитер (АО «Р-Фарм»), территориальный менеджер по РХ, Петр Козарь (учредитель ООО «Современные диагностические системы»), Светлана Казаченко (начальник отдела «Центра закупок») и Дмитрий Лашков, директор ООО «Тэла». Игорь Арокин ранее возглавлял госжилинспекцию по Республике Хакасия, но после многочисленных обвинений в злоупотреблениях ушел со своего поста в «Росфармацию». Имя еще одного задержанного не раскрывается.
Племянник Зимина и медицинская мафия
Реальная Хакасия, 09.01.2017
Хакасские чекисты и следователи преподнесли новогодний «подарок», ошарашив и чиновников, и народ возбуждением резонансного дела в отношении восьми членов организованной преступной группы, состоящей из одного чиновника Администрации Главы Республики Хакасия – это доселе всемогущий Владимир Бызов, трех сотрудников ГКУ "Межведомственный центр организации закупок" (Арокин и две его подчиненные), а также четыре директора подконтрольных им коммерческих организаций.
Напомним, должностные лица подозреваются в совершении мошенничества, совершенного ОПГ в особо крупном размере, кроме того фигурирует многомиллионная взятка. По данным следствия, в период с 1 декабря 2015 по 27 декабря 2016 года в городе Абакане члены организованной преступной группы закупали по ценам, значительно превышающим среднерыночную стоимость, медицинское оборудование, лекарственные препараты и расходные материалы для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Республики Хакасия, совершив хищение бюджетных средств в особо крупном размере на сумму более 195 миллионов рублей.
Кроме того, один из участников преступной группы, являясь должностным лицом органа государственной власти субъекта Республики Хакасия в период с 8 июня по 30 августа 2016 года в городе Абакане за способствование в заключении государственных контрактов с коммерческими организациями, подконтрольными одному из директоров, получил взятку в особо крупном размере в сумме более 17 миллионов рублей.
Этот «гром средь ясного неба» обсасывается все длительные новогодние праздники. Не обошлось и без упоминания фамилии губернатора Хакасии Виктора Зимина. Безусловно, многих интересует как под носом у рулевого творились такие вещи. Сначала криминальная многомиллионная история с Хакресводоканалом, сейчас вот в области фармации и медоборудования. И все губернатор в неведении? А может он и вовсе не хотел этого знать и видеть? А, может, знал, да махал на это рукой? Мы об этом пока не узнаем. Писарчуки хакасской власти молчат «как рыба об лед». На сегодняшний момент существует лишь один открытый источник, подтверждающий причастность Зимина к медицинской теме и то не к криминальной и не губернатора, а его племянника.
Но тоже тема любопытственная. Олег Владимирович Зимин, известен в местных бизнес–кругах под кличкой, совпадающей с реальностью. Его давно уже не зовут по имени, а просто «племянник Зимина». Так вот «племянник Зимина» у нас предприниматель всеядный. Естественно, после назначения дяди губернатором ему пришлось взять под свое имя охотничье-заимочный бизнес, а еще сельхоз, торговлю автотранспортными средствами и медицину.
В марте 2011 года он учредил фирму «Абаканская аптека», основным видом деятельности, которой является торговля лекарственными средствами в розницу. Среди дополнительных видов деятельности у «племянника Зимина» оптовая торговля фармацевтической продукцией.
Участвовала ли аптека Зимина в накрытой силовиками схеме неизвестно, но тема медицины, как мы видим, для семьи Зиминых не чужда.