Как стало известно “Ъ”, в Уральский окружной военный суд поступило уголовное дело в отношении трех участников так называемой банды ФСБ, двое из которых служили в управлении спецслужбы по Тюменской области. Им инкриминируется десятки тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе семь убийств. Свое дело обвиняемые читали медленно, буквально по каждому поводу обжалуя следственные действия, в результате этот процесс был ограничен судом.
Резонансное уголовное дело в отношении членов так называемой банды сотрудников ФСБ поступило в Уральский окружной военный суд (УОВС). На скамье подсудимых окажутся трое — прапорщик ФСБ Евгений Гладких, тренер по самбо Александр Кобылин и Сергей Синяков, не имеющий отношения к службе в правоохранительных органах. Дело распределено судье Константину Абасову, который дату предварительных слушаний пока не назначил.
По версии главного военного следственного управления (ГВСУ) Следственного комитета России (СКР), которое расследовало дело, члены группировки причастны к серии из семи убийств в Тюменской области, которые были совершены с декабря 2008 года по декабрь 2016 года. В ГВСУ СКР организатором группировки считают капитана ФСБ Владимира Гилева, покончившего с собой, по официальной версии, в СИЗО в 2016 году. По мнению следствия, изначально участники ОПГ решили заняться хищением денег у бизнесменов. Первый эпизод касался похищения сейфа у начальника цеха «Тюменьводоканала» Алешина, которого в декабре 2008 года тюменские силовики задержали по делу о коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ). В ходе оперативного эксперимента сотрудники силовых структур узнали, что в кабинете подозреваемого стоит небольшой сейф с 2,6 млн руб. Его чекисты украли, правда, в нем оказалось только 5 тыс. руб.
Позже они напали на дом бизнесмена Глованичева, который находился в разработке оперативников. Они его похитили и убили, так как в ходе нападения проговорились, что причастны к силовым структурам. Затем члены группировки стали нападать на местных предпринимателей, угрожать им, а затем предлагать «крышу». Например, совладельцу компании «Альянс 99» Бахадиру Ибрагимову они слали угрожающие СМС с требованием выплатить $1 млн. Когда он обратился к чекистам за помощью, они показали бизнесмену мигранта, который якобы отправлял СМС с угрозами, и убили его.
В ходе расследования выяснилась и причастность группировки к серии убийств таксистов в Тюмени. Оказывается, таким образом они просто похищали машины для совершения акций устрашения против бизнесменов, которым хотели организовать криминальную «крышу».
Как прошли прения сторон по первому делу «банды чекистов»
В ходе следствия арестованные Евгений Гладких, Александр Кобылин и Сергей Синяков свою вину не признали. Однако подробностей их позиции нет, так как все фигуранты дела и их адвокаты в ходе следствия дали подписку о неразглашении. Известно, что с сентября 2018 года они знакомились с 78 томами уголовного дела, но делали это настолько медленно, что ГВСУ СКР обратилось в 235-й гарнизонный военный суд, который ограничил их по времени в этом процессе.
В декабре 2018 года УОВС уже вынес первый обвинительный приговор одному из членов банды — лейтенанту запаса ФСБ Алексею Короткову, который был осужден на 24 года лишения свободы в связи с заключением досудебного соглашения. Чекист полностью признал свою вину, дав показания на своих подельников, а в суде в отношении своих сообщников выступит свидетелем со стороны обвинения.
По сведениям “Ъ”, на днях его приговор вступил в законную силу — его пытались обжаловать родственники убитых, чьи гражданские иски о возмещении ущерба не были рассмотрены судом первой инстанции. В итоге Верховный суд РФ, сохранив приговор, разъяснил потерпевшим, что они могут взыскать ущерб, обратившись с исками к осужденному в рамках гражданского судопроизводства.
Сейчас у следователей находятся материалы лишь в отношении одного из предполагаемых участников группировки — бывшего оперуполномоченного МВД Сергея Зозули. Расследование его дела приостановлено в связи с тем, что его не могут найти: экс-офицер объявлен в международный розыск, и его досье находится в базе Интерпола.