Помимо экс-замглавы Росреестра Сергея Сапельникова, фигурантами уголовного дела о халатности стали еще двое сотрудников ведомства. По информации «Известий», причастными к нецелевой растрате средств в ходе приемки работ по госконтрактам подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2012 годы)» следствие считает начальника управления информационных технологий и эксплуатации систем Росреестра Олега Шварца и его заместителя Анну Шафранскую.
Как следует из отчета аудиторов Счетной палаты (есть в распоряжении «Известий»), Шварц и Шафранская курировали разработку технических решений и программных средств автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости (ГКН). Мероприятие проводилось в рамках реализации подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2012 годы)» ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2008 годы)». Шафранская и Шварц являлись председателями комиссии, которая принимала работы по заключенным госконтрактам.
В материалах СКР указано, что «при исполнении одного из контрактов допущено смещение кадастрового деления относительно картографической основы, заход границ кадастрового деления в акваторию морей, линия государственной границы Российской Федерации на публичной кадастровой карте не отображается».
Сотрудников Росреестра подозревают не только в причинении имущественного ущерба государству, но и в создании предпосылок к возникновению международных осложнений в отношениях с сопредельными государствами.
Для проверки квалификации работников ведомства аудиторы запросили информацию об их образовании. Так, Олег Шварц в 1986 году окончил Томский государственный университет имени Куйбышева по специальности геохимия. Анна Шафранская в 2004 году окончила Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности по специальности бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Аудиторы констатируют, что из представленных данных следует, что ни начальник управления, ни его заместитель, принимавшие работы в области информационных технологий, не имеют профильного образования.
Подпись Шафранской есть практически на всех документах, подтверждающих, что качество и объем выполненных работ соответствуют требованиям госконтрактов. При этом аудиторы подчеркивают, что с 1995 по 2009 год она работала в различных организациях на должностях продавца, менеджера, секретаря, специалиста службы закупок, руководителя отдела логистики. С 2009 по 2011 год, не имея профильного образования, была директором центра управления проектами ФГУП «ФКЦ «Земля». Стоит отметить, что ФКЦ «Земля» исполнил один из госконтрактов стоимостью 92,6 млн рублей. По нему предполагалось, что АИС ГКН будет внедрен в 79 субъектах РФ всего за шесть дней. Аналогичная работа предусматривалась техническим заданием к другому контракту стоимостью 185,2 млн рублей сроком на год.
Ни по одному из проверенных СП госконтрактов не нашлось надлежащим образом оформленных документов, которые бы подтверждали создание информационных систем, подсистем и программного обеспечения. Об этом аудиторам сообщила сама Шафранская.
— Поскольку ни один из заявленных Росреестром как функционирующий, информационный ресурс к бюджетному учету не принят, отсутствовали правовые основания для расходования средств федерального бюджета на их эксплуатацию и модернизацию, — делают вывод аудиторы СП.
По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, расследование уголовного дела в отношении сотрудников Росреестра продолжается. И Шварц, и Шафранская остаются действующими сотрудниками Росреестра.
Председатель Коллегии адвокатов Константин Трапаидзе отмечает, что в рамках уголовного дела по ст. 293 УК РФ («Халатность») могут быть возбуждены другие уголовные дела по более тяжким статьям.
— Речь идет, скорее всего, о систематическом многократно повторяющемся действии, в результате которого бюджет понес значительный ущерб, — рассуждает Трапаидзе. — При возбуждении уголовного дела говорить о том, были ли заинтересованы исполнители контрактов в хищении средств, нельзя. Если в ходе следствия будет доказано, что заказчики и исполнители действовали в сговоре, то статья может быть переквалифицирована как мошенничество или хищение средств установленной группой лиц, за что фигуранты дела могут получить более 10 лет.
Кроме того, следствие должно установить, на что были потрачены средства, которые выделялись из бюджета на создание ГКН. Напомним, что аудиторы СП выявили в ходе проверки финансовые нарушения на сумму 23,9 млрд рублей, в том числе нецелевое расходование средств на сумму 2,5 млрд рублей.
— Если средства были вывезены за рубеж, то Росфинмониторинг очень легко установит вплоть до одного цента, на что были потрачены деньги. Безналичные денежные средства очень легко отслеживаются. У СКР есть взаимоотношения с несколькими зарубежными адвокатскими фирмами, которые уполномочены по запросу в рамках иска наложить арест на имущество, — сказал Трапаидзе.
Напомним, что до сих пор не установлено точное местонахождение одного из фигурантов уголовного дела — Сергея Сапельникова, который в сентябре сбежал за рубеж.