Началось слушание уголовного дела по сбыту в Нижнем Новгороде 4,8 тыс. фальшивых евро высокого качества, которые конвертировали через банкоматы Райффазенбанка. На скамье подсудимых оказались пятеро фигурантов, в том числе бывший руководитель Приволжского филиала Райффайзенбанка и вице-президент СМП Банка Александр Грицай. В банковский терминал он положил часть банкнот номиналом 50 евро, которые были зачислены на его счет. Эквивалентную сумму в рублях банкир отдал своему знакомому, оставив себе комиссию. Знакомый теперь в розыске, а Александра Грицая следствие включило в состав организованной преступной группы. Вину он полностью отрицает, как и другие обвиняемые, в том числе Николай Вишневецкий, которого обвинение считает организатором.
В Нижегородском райсуде зачитали обвинительное заключение пятерым нижегородцам, обвиняемым по ч. 3 ст. 186 УК РФ в хранении, перевозке и сбыте заведомо поддельной иностранной валюты в составе организованной группы. В марте прошлого года по уголовному делу, касающемуся изъятия 96 поддельных купюр номиналом 50 евро, арестовали Николая Вишневецкого, Дмитрия Лезина, Павла Сотникова и Александра Грицая.
Александр Грицаей ранее возглавлял Приволжский филиал Райффайзенбанка и был вице-президентом по региональному развитию СМП Банка. Пятый подсудимый, безработный Руслан Крылов, в отличие от подельников, которые содержатся в СИЗО, находится на свободе, поскольку его роль в преступной группе менее значимая.
По версии следствия, организатором преступной группы, хранившей и сбывавшей фальшивые евро, был Николай Вишневецкий, раненый в зоне СВО. «Сначала я ездил с гуманитаркой, также у нас была спецгруппа по зачистке. Ранение не беспокоит, голова только иногда кружится, слышимость и зрение чуть хуже», — рассказал он в суде. Николай Вишневецкий отслужил один срок по военному контракту, затем подписал второй, но за пару дней до отъезда на СВО его задержали оперативники. На следствии Николаю Вишнивецкому сделали психолого-психиатрическую экспертизу и доказали его вменяемость.
Из речи гособвинителя следовало, что в 2022 году Николай Вишневецкий нашел в Стамбуле поставщика фальшивых евро и договорился с ним о закупке.
Он вовлек в преступную группу Руслана Крылова, поручив ему найти пособников для сбыта купюр. Тот предложил участвовать в деле двум знакомым Дмитрию Лезину и Павлу Сотникову, которые работали менеджерами в различных фирмах. Вместе с Русланом Крыловым на его отцовской Lada Granta Николай Вишневецкий ездил в Москву. Там с парковки торгового центра «Садовод» они забирали посылку с партией фальшивой валюты, которую туда доставлял курьер. Фальшивые банкноты в интернет-переписке соучастники для конспирации называли «бумагой» и «красками».
Большую часть доставленных в Нижний Новгород турецких фальшивок, 74 купюры, неустановленный следствием соучастник положил в банкомат Райффайзенбанка в Центре международной торговли. Средства были зачислены на карту, которая была зарегистрирована на другого человека. Затем он снял 186 тыс. в рублях и передал подельникам.
Еще 22 поддельные банкноты, считает следствие, Александру Грицаю в июне 2022 года передал его знакомый, нижегородец Синцов, чье имя в суде не прозвучало. Банкир в торговом центре «Фантастика» положил в банкомат 1,1 тыс. фальшивых евро, деньги были зачислены на его валютный счет. Затем Александр Грицай конвертировал их в рубли и часть средств перевел на банковскую карту Синцова, а небольшую часть оставил себе.
Судя по обвинительному заключению, в уголовном деле, кроме объявленного в розыск Синцова, фигурируют еще трое неустановленных следствием соучастников, в том числе поставщик фальшивых купюр.
Все подсудимые, заслушав прокурора, заявили, что вину не признают в полном объеме. Оглашенное обвинительное заключение Николай Вишневецкий назвал «сочинением» следствия, а Павел Сотников — «ложью и неправдой». Допрос свидетелей по этому уголовному делу начнется 29 февраля.
Некоторые бывшие коллеги Александра Грицая пришли в суд послушать разбирательство, так как не верят в его виновность. Они считают, что имевший большой финансовый доход вице-президент СМП Банка вряд ли стал бы рисковать ради фальшивой тысячи евро, а другие обвиняемые явно не относятся к его кругу общения. На следствии арестованный банкир говорил, что он стал жертвой обстоятельств, оказав услугу знакомому, чтобы тот мог вернуть долг. Собеседник в полиции, напротив, утверждает, что Александр Грицай, заранее узнав о фальшивках, не стал «спасать репутацию и рассказывать все по-честному со всеми подробностями», а сочинял ложную версию, препятствуя расследованию.
Фальшивые евро, принятые банкоматами Райффайзенбанка, все же вызвали подозрения у сотрудников банка. Через некоторое время после инкассации сомнительные банкноты отправили в Центробанк, и эксперты регулятора подтвердили, что купюры являются качественной подделкой. ЦБ инициировал уголовное расследование.
Райффайзенбанк в этом деле является потерпевшим, он заявил гражданский иск к обвиняемым с просьбой взыскать с них сумму ущерба, причиненную банку. Программную уязвимость банкоматов после тех событий устранили.
Предъявленная фигурантам статья обвинения тяжкая и предусматривает до 15 лет лишения свободы.