Почему Михаил Прохоров больше не сможет приумножить свое состояние

Источник
Владелец группы "Онэксим" больше не сможет вести бизнес в России, а зарабатывать на Западе долговязому "гению" никто не позволит.
Один из богатейших россиян, олигарх и бывший претендент на пост президента Михаил Прохоров последовательно продает свои активы. Вероятно, скоро может формально измениться и национальная принадлежность его бизнеса. Эксперты считают, что ни инвестиционная политика Михаила Прохорова, ни то, куда он направляет деньги, не вызывает никакой аллергии у Кремля. Михаил Прохоров просто перестал быть интересен власти, и теперь может держать путь на все четыре стороны.

Избавление от активов

После продажи акций «РУСАЛА» основной капитал Михаила Прохорова будет находиться в США. Как сообщают СМИ, главные активы Михаила Прохорова - баскетбольный клуб, контракты на аренду спортивно-развлекательных площадок и т.п. сосредоточены в Нью-Йорке. Агентство Bloobberg оценивает активы более чем в два миллиарда долларов.

Миллиардер целенаправленно избавляется от своего бизнеса в России. В июне Группа ЕСН Григория Березкина выкупила 65 процентов акций и долговые обязательства медиахолдинга РБК у группы «Онэксим». Продажа 7% «РУСАЛА» структурам Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника, по сути, является психологическим рубежом, после которого фактически может измениться принадлежность всего бизнеса. Ранее Михаил Прохоров объявил о намерении избавиться от всех российских активов, после того, как в апреле прошлого года в офисах нескольких компаний группы Онэксим прошли обыски.

Высказывались предположения, что внимание к структурам «Онэксима» может быть связано с попыткой заставить Михаила Прохорова продать медиахолдинг РБК, который опубликовал ряд громких расследований. Впрочем, мог ли действительно миллиардер до такой степени раздражать власть?

Обладание деньгами

Михаил Прохоров действительно один из самых активных российских олигархов, которые заработали состояние на волне перестройки. Еще будучи студентом финансового института, он в 1988-м организовал с друзьями кооператив по производству «вареных» джинсов. «В России тогда продавались только обычные джинсы. Мы же получили технологию «варки», и бизнес быстро пошел вверх. Мы разбогатели: я купил с рук старую «Ладу» и тратил деньги на девчонок и гулянки. Это был последний раз, когда обладание деньгами приносило мне настоящую радость», - делился своими воспоминаниями миллиардер.

Но, как и у многих сумевших заработать деньги в тот момент, одними гулянками дело не ограничилось. Михаил Прохоров отдал джинсовый бизнес друзьям и пошел работать в банк. Трудился Михаил Прохоров в СЭВовском банке МБЭС, который обслуживал операции между компаниями из соцстран. Дела все время шли в гору. Позже вместе с Владимиром Потаниным они создали банк «Международная финансовая компания» (МФК), потом «стихии неподвластный» Онэксим-банк, а затем приобрели контрольный пакет «Норильского никеля». Михаил Прохоров покинул эти проекты в связи с разделом бизнеса. За блокпакет «Норникеля» Прохоров получил $4,5 млрд и 14% акций UC Rusal и стал акционером компании.

В 2010 году Михаил Прохоров приобретает контрольный пакет баскетбольного клуба «Нетс» лиги НБА, который при нем переехал из Нью-Джерси в Бруклин. С декабря 2010 года по июнь 2011 года — генеральный директор ОАО «Полюс Золото».

В этом же году группа «Онэксим» Михаила Прохорова купила 51,1 процента ЗАО «РБК-ТВ Москва», головной компании холдинга РБК. Сумма сделки, о которой было объявлено летом 2009 года, составила 80 миллионов долларов. Никаких явных конфликтов с властью у Михаила Прохорова на протяжении этих лет не было. Мало того, многие его начинания поддерживались на самом высоком уровне. Вспомнить хотя бы идею создания российского гибридного «е-мобиля» для среднего класса. Прототип автомобиля лично обкатал Владимир Путин , который отправился на нем из подмосковного Ново-Огарева в резиденцию тогда еще президента Дмитрия Медведева в Горках.

Но в 2014 году группа Онэксим отказалась продолжать разработку «е-мобиля». Это объяснили тем, что, помимо возросшей стоимости производства машины, упал спрос на автомобили такого класса. В результате вся техническая документация была передана в российский автомобильный институт НАМИ.

Кремлевский проект

В политику Михаил Прохоров пришел в середине 2011 года. Он возглавил партию «Правое дело». Либеральное движение было создано в 2008 году на основе «Союза правых сил», «Демократической партии России» и партии «Гражданская сила». При этом в прессе ее часто называли «кремлевским проектом», появившимся с санкции федеральных властей. Но уже осенью 2011 года Прохоров был изгнан из партии. Миллиардер обвинил кремлевскую администрацию в рейдерском захвате своего политического проекта.

Состоялась и вторая попытка вновь заняться политикой. Михаил Прохоров объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента. На выборах в 2012 он набрал около 8%, и после этого создал партию «Гражданская платформа». В нее вошли его сторонники из «Правого дела», но почему-то в следующие два года партия отказывалась от участия в ряде ключевых региональных выборов, в том числе мэра Москвы и столичной думы. В мае 2014 года Прохоров покинул пост председателя политкомитета, а в октябре от руководства партией отстранилась его сестра Ирина, возглавлявшая до этого гражданский комитет.

Уметь договариваться

Аналитики считают, что Михаилу Прохорову никогда никто в делах особо не мешал. По мнению экономиста и публициста Никиты Кричевского, характерной чертой Прохорова, как и многих других представителей власти и бизнеса 1990-х и 2000-х, является его патологическая неуспешность. Практически все проекты Михаила Прохорова оказались убыточными — от е-мобиля до РБК. Он везде потерял то, что вкладывал изначально. Никита Кричевский считает, что и в развитой, и в развивающейся экономике необходимо умение сосуществовать и договариваться с другими институциями: «Прежде всего с властью. Здесь у Прохорова катастрофический провал. За последний год он умудрился рассориться практически со всеми властными субъектами, а также со всеми российскими коллегами из крупного бизнеса».

По мнению Кричевского, в действительности власть в отношении Михаила Прохорова заняла нейтральную позицию. Захотел продавать, никто мешать этому не будет. «За сколько — как договоришься. А договорится Прохоров на цену меньшую, чем эти активы сегодня реально стоят. Просто потому что Прохоров — патологический лузер эпохи диких 1990-х, а не бизнесмен нового поколения», - уверен Кричевский.

Экономист

Сергей Алексашенко более умерен в своих оценках, тем не менее также считает, что у Кремля не вызывает никакой аллергии, куда Прохоров направляет свои деньги. Как дальше сложится жизнь российского олигарха? Никита Кричевский напоминает, что за рубежом Михаил Прохоров никогда не воспринимался как представитель новой русской бизнес-волны, а всегда считался человеком, который получил огромное состояние на сомнительных сделках по приватизации. Поэтому при всем внешнем лоске Прохоров для Запада — обладатель если и не грязных, то точно серых денег: «Понятия о морали в новом западном бизнесе сильны, и человек, укравший у собственной страны, сколько бы он ни инвестировал в социальную сферу, никогда не будет считаться своим».

В свою очередь Сергей Алексашенко замечает, что кроме его баскетбольного клуба фактически не известно ничего о каких-либо иностранных активах Михаила Прохорова: «Либо он стал таким абсолютно пассивным инвестором и держит деньги в облигациях, в каких-то мелких пакетах акций, вообще не претендуя на прямое управление бизнесом, либо он инвестирует так, что об этом никто не знает».

Что произошло у олигарха с властями, можно только гадать. Но расставание выглядит полюбовным. В любом случае беспокоиться о будущем Михаила Прохорова нет причин. Вероятно, он найдет чем занять себя в жизни. Во всяком случае бедствовать российский олигарх за границей точно не будет. Так что, не завидуя, надо признать, что жизнь его сложилась гораздо удачнее, чем у большинства соотечественников. Но, наверное, главное то, что время, в котором сумел заработать свои деньги Михаил Прохоров, безвозвратно ушло, а в новом ему уже нет места.
Персоны Компании
Фонд кино лишился попечителя
Никита Михалков вышел из совета организации.
Белорусская пиявка
Москва выделяет Минску кредит в 700 млн долларов для рефинансирования старых долгов.
"Львиная доля" Андрея Якунина
Компания Якунина-младшего, заказавшая реставрацию "Дома со львами" в Санкт-Петербурге, "выбивает" у подрядчика деньги с помощью связей.
Разрушительный клан Сергея Иванова
Карьерный взлет "золотого мальчика" Сергея Иванова-младшего закономерно пришел к катастрофе на руднике Алроса в Якутии. Потомственные чекисты не умеют созидать, а обучены лишь диверсиям.
«Не лучший фон для выборов»: что означает задержание Серебренникова
Худруку «Гоголь-центра» Кириллу Серебренникову предъявили обвинение в мошенничестве. Преследование режиссера говорит о росте влияния силовиков и помешает президентской кампании, считают эксперты.
Эксперты заявили о риске ослабления позиций Сечина, Володина и Ротенберга
Позиции Игоря Сечина, Вячеслава Володина и Аркадия Ротенберга в ближнем круге президента могут ослабнуть после выборов 2018 года. Самые устойчивые позиции — у Дмитрия Медведева, говорится в новом докладе «Минченко Консалтинг».
Руководители «Амедиа Продакшн» в интервью Forbes: о секретах успеха телесериалов и инвестициях
В чем специфика российского рынка телевизионного контента и почему бизнес без творчества невозможен.
Баклан северной Пальмиры
Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин обвинил бакланов в протечках крыши на стадионе стоимостью 43 млрд рублей - "Зенит-Арене".
«Роснефть», Nord Stream и восхищение Путиным. Что делает Герхард Шредер в России
Герхарда Шредера связывают с Россией как политические, так и долгие бизнес-отношения, которые не нравятся руководству Германии.
Почему Михаила Прохорова можно считать американским бизнесменом
После распродажи активов большая часть проектов бизнесмена находится в США.
Урановый капкан
В Зауралье продолжается противостояние вокруг месторождения Добровольное.
Сын Германа Грефа нашел новое место работы
Олег Греф стал управляющим партнером компании Brayne, куда вместе с ним перешли бывшие сотрудники «НЭО-Центра».
Пиренейское слияние малышевцев и тамбовцев
Лидеров крупнейших российских преступных группировок сблизила борьба с испанской юстицией.
Дни закрытых дверей: как «КАИ-Композит» поссорил Гильмутдинова с Гомзиным
Витрина татарстанского хай-тека за 300 млн рублей полгода простаивает — ОКБ им. Симонова не пускает каистов к их станкам.
Как владельцы холдинга «Петон» Игорь Мнушкин, Олег Поляков и Владимир Зайцев покоряют высоты госзаказа
Наблюдатели тем временем связали с их взлетом дело полковника милиции Дмитрия Захарченко, арестованного с тонной американских долларов.
В Минкульт пришли через Врубеля
Назначенного спасать Выборг Максима Кононова обыскали по делу на 500 млн. Он третий чиновник, которого криминально выдергивают из кресла инвестдепартамента Минкульта.
Не украл, а проиграл: почему Роберт Мусин не считает себя мошенником?
Следствие по делу ТФБ наплодило уже 22 эпизода на 50 млрд рублей, но их фабула вызывает сомнения.
ОНЭКСИМ прощается с «Русалом»
Михаил Прохоров может выйти из акционеров компании к ноябрю.