СКР закончил расследование первого уголовного дела, связанного с пожаром в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», жертвами которого стали 60 человек. Обвинения в окончательной редакции предъявлены троим фигурантам, еще четверых обвинят в ближайшее время. При этом двоим из них предъявили обвинения менее тяжкие, чем раньше.
В Кемерово следователи главного управления по расследованию особо важных дел СКР предъявили окончательные обвинения фигурантам уголовного дела о пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня» — гендиректору и сотруднику компании «Системный интегратор» Игорю Полозиненко и Александру Никитину, обслуживающим противопожарную систему торгового центра, и начальнику пожарного звена Сергею Генину, тушившему пожар.
Как рассказал “Ъ” Николай Быленок, адвокат Александра Никитина, его подзащитному ранее инкриминировалась ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), а теперь — ч. 3 ст. 219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц). Новое обвинение, отметил защитник, менее тяжкое, так как по нему в качестве максимального наказания предусмотрено не десять лет заключения, а семь. Смягчили обвинение и Игорю Полозиненко.
Как рассказал “Ъ” источник, близкий к следствию, за время расследования позиция господина Полозиненко кардинально поменялась. «Ранее Игорь Полозиненко планировал признать себя виновным, рассчитывая на снисхождение суда, теперь он, как и Никитин, вину не признал»,— отметил собеседник “Ъ”. Виновником всех своих проблем он считает экс-гендиректора ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (ККК; владел сгоревшей «Зимней вишней») Юлию Богданову (окончательное обвинение ей еще не предъявлено). По версии следствия, Игорь Полозиненко, взяв на обслуживание противопожарную систему, установленную в «Зимней вишне», предложил за 7 млн руб. привести ее в рабочее состояние. Госпожа Богданованова, очевидно посоветовавшись с владельцами ККК (их к уголовной ответственности пока не привлекают), решила сэкономить средства. В результате при пожаре система не сработала: автоматически огонь водой не заливался, не было и оповещения о пожаре.
Елена Киселева, адвокат начальника пожарно-спасательной части №2 Сергея Генина, рассказала “Ъ”, что ее подзащитному обвинение не изменили, также инкриминировали халатность (ч. 3 ст. 293 УК РФ), повлекшую по неосторожности смерть 37 человек. Госпожа Киселева сообщила, что Институт психиатрии имени Сербского, куда был отправлен Сергей Генин для проведения дополнительной психолого-психиатрической экспертизы, дал заключение о вменяемости пожарного. «Организованный, собранный, способный контролировать свои действия человек»,— указано, в частности, в заключении. Елена Киселева напомнила, что Сергей Генин — единственный из всех, кому удалось спасти на пожаре человека.
В защиту пожарных Сергея Генина и Андрея Бурсина, дело которого пока не завершено, на онлайн-платформе change.org собирают подписи. В поддержку господина Генина сейчас подписались почти 54 тыс. человек, а господина Бурсина — 80 тыс.
Адвокат Эдгар Тербалян полагает, что его подзащитную Юлию Богданову могут окончательно обвинить в четверг. Ранее экс-гендиректору ККК инкриминировалось нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 219 УК РФ). В тот же день, как считает источник “Ъ”, будет закончено следствие и в отношении еще ряда фигурантов.
Координатор по уголовной практике общественного центра помощи пострадавшим в «Зимней вишне» адвокат Александр Балян считает, что переквалификация обвинения в отношении сотрудников компании «Системный интегратор» означает, что следствие теперь считает их должностными лицами, «ответственными за соблюдение правил пожарной безопасности на объекте». Он предположил что по этой логике, скорее всего, может случиться и смягчение обвинения сотруднику ЧОП «Центр защиты» Сергею Антюшину, а обвинение управляющей ТРЦ «Зимняя вишня» Надежде Судденок и экс-гендиректору ККК Юлии Богдановой оставят в прежней редакции.