План Б

Источник
Война за активы «короля Черкизона» Тельмана Исмаилова переносится на берега Анталии?
Банкротство Тельмана Исмаилова снова не состоялось. На прошлой неделе Арбитражный суд Московской области отложил на 16 июня рассмотрение заявления бывшего владельца Черкизовского рынка, основателя группы АСТ о собственном банкротстве.

Клин клином. Подмосковная стратегия Исмаилова

Судья решил дождаться окончательного решения по предыдущей попытке Тельмана Исмаилова «самообанкротиться». Напомним, в самом конце прошлого 2015 года (21 декабря) Арбитражный суд Московской области признал Тельмана Мардановича банкротом. Основанием для этого решения стало заявление некоего Бориса Зубкова. Безусловно смелый гражданин Зубков решил обанкротить могущественного российско-азербайджанско-турецкого олигарха на том основании, что миллиардер задолжал ему 15 миллионов рублей. Арбитражному суду Московской области этой суммы вполне хватило, чтобы признать Тельмана Исмаилова банкротом и ввести в отношении него процедуру реализации имущества. Это решение оказалось как нельзя кстати для олигарха, так как оставило «за бортом» Банк Москвы (а вместе с ним и всю группу ВТБ), который также претендовал на банкротство Исмаилова, требуя выплаты от него несколько другой суммы - 213,3 миллионов. Не рублей, а долларов США. И сделал это существенно раньше, подав заявление 5 октября 2015 года в Арбитражный суд Москвы.

Тельман Исмаилов сумел торпедировать атаку простым и очень эффективным способом - перерегистрировавшись в Сколково в Московской области. Другими словами, есть все основания предполагать, что бывший владелец Черкизона применил старую как миру стратегию, известную в быту под названием «клин клином вышибают». Объявив себя банкротом, Исмаилов не просто упредил противника, но и поставил ситуацию под контроль, выведя из процесса «посторонних».

Нет ничего удивительного в том, что это решение было расценено Банком Москвы как акт объявления войны. Она разгорелась на судебных фронтах Москвы и Московской области, и сейчас в ней участвуют юристы Исмаилова с одной стороны, и группа ВТБ - с другой (10 мая этого года банк Москвы окончательно стал частью ВТБ).

В ходе этой кампании Банку Москвы удалось добиться в марте 2016 года отмены более чем смелого решения Арбитражного суда Московской области о признании Тельмана Исмаилова банкротом. И сейчас рассматривается кассационная жалоба на это решение. Судя по всему, Исмаилов подготовился к сдаче этой позиции. Чем и объясняется попытка его защиты запустить «план Б», который сводится к нехитрому повтору «Плана А» - то есть «самобанкротству» и эффективной защите от кредиторов. Не очень ясно как долго может продолжаться это хождение по кругу, и какие теневые переговоры ведут сейчас обе стороны.

Турецкий берег. Настоящая война

Личное банкротство Тельмана Исмаилова действительно имеет большое значение. Получая кредиты у Банка Москвы, азербайджанский олигарх давал личные гарантии Банку Москвы. Происходило это уже в 2012-2014 гг., то есть в период, когда банк находился под фактическим контролем группы ВТБ (в 2011 году ВТБ собрал 51% акций Банка Москвы). Получить этот контроль ВТБ помог Виталий Юсуфов, сын Игоря Юсуфова - влиятельного чиновника и, как утверждали российские СМИ, конфиданта Дмитрия Медведева. Юсуфовы - выходцы из Дагестана, но также принадлежат к малочисленной, но чрезвычайно сплоченной и поэтому экономически активной группировке татей - горных евреев.

Тельман Исмаилов в это время пытался перезапустить свой бизнес в России. В 2009 году основные «денежные коровы» олигарха (оптово-розничные рынки) оказались закрыты, а еще чуть раньше - осенью 2008 года – был ликвидирован легендарный таможенный пост на Черкизовском рынке - окно в большой внешний мир для хозяина Черкизона.

Тогда же - весной 2009 года - Исмаилов попытался закрепиться в Турции. Он открыл отель, в который, по слухам вложил, более миллиарда долларов и (по данным немецкой прессы, подал заявку на турецкое гражданство).

Но что-то пошло не так, и Тельману Исмаилову пришлось спешно возвращаться на Родину. Попытка «номер два» не получилась. Все обещания построить отели в Грозном, Сочи (к Олимпиаде) и разговоры о таинственной близости Исмаилова к полпреду на Кавказе Александру Хлопонину реализованы не были. И нынешнее банкротство - лучшее тому подтверждение.

Тем не менее, «турецкий хвост» продолжает влиять на систему коммерческих отношений ВТБ и Исмаилова. Дело в том, что при выдаче кредитов, помимо личных гарантий Банку Москвы, выданы гарантии юридических лиц. Таковых два - Ast Insaat Taahhut Ticaret Ve Sanayi и Olimpus Insaat Turizm Gida Otelcilik Nakliye Sanayi Ve Ticaret. Первая была заказчиком строительства того самого гостиничного комплекса Mardan Palace, а вторая - его управляющей компанией. Но кто сейчас в реальности контролирует отель, сказать очень сложно. В ноябре 2015 года (в момент, когда в Москве начинались судебные битвы лично с Тельманом Исмаиловым), отель был внезапно продан на аукционе турецкому банку Halkbank за 360,5 млн лир (около $124 млн), хотя первоначально был оценен в 719 млн лир (около $248 млн). Продажа обосновывалась большими долгами турецким банкам, хотя незадолго до этого турецкая пресса восторженно писала о том, что отелю и его владельцу Исмаилову удалось выйти из кризиса и наладить бизнес.

Halkbank принадлежит правительству Турции, и нет ничего необычного в том, что уже первые попытки вмешаться в судьбу отеля со стороны ВТБ оказались безуспешными. Последующая эскалация политических отношений России и Турции превратила любой коммерческий спор в настоящее политическое дело. В том числе и банкротство Тельмана Мардановича. Рассчитывать, что Арбитражный суд Москвы или Московской области, обанкротив Исмаилова, откроет ключи к отелю на побережье Анталии, было бы слишком смелым предприятием. Если только не предположить, что Тельман Исмаилов попробует разыграть свою собственную политическую стратегию.
Персоны Компании
Британский акцент: какова роль сына и наследника Михаила Гуцериева в семейном бизнесе группы БИН
Семья доверила Саиду Гуцериеву нефтепереработку. Пригодилось ли ему британское образование и опыт работы в Glencore?
Губернатор Морозов «погорит» на праймериз?
Ульяновский вице-спикер парламента попала в дело о взяточничестве.
Кризисная щедрость: как растут доходы руководителей российских компаний
Доходы руководителей крупнейших российских компаний растут последние три года, несмотря на экономический кризис.
Как друг Чемезова инвестировал в автопром
Виталий Мащицкий собирал для Renault-Nissan акции «АвтоВАЗа», а для Daimler – «Камаза».
Банк «Траст» споткнулся о наставника Медведева
Научному руководителю премьер-министра единственному из держателей нот оставили шанс на компенсацию.
До лампочки
Зачем Олег Дерипаска вдвое переплатил за «Иркутскэнерго».
За кредит ВТБ Владимиру Киселеву расплатится сама Русская медиагруппа
Радиохолдинг не в состоянии вернуть банку за год 3,5 млрд рублей, уверен его основатель Сергей Кожевников.
«Козел отпущения» из «Волгомоста»
Крымские чиновники подставили строителя Керченского моста?
«Как нельзя остановить жизнь и весну»
Почему губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев не видит смысла в заморозке тарифов на услуги ЖКХ.
Бразилия отвернулась от президента
Отстранение от власти Дилмы Руссефф завершило 13-летнее правление левых сил.
Дело о кредитах ВБРР выдали обвиняемому
Экс-глава банка знакомится с материалами расследования под подпиской о невыезде.
Комарова вошла в сговор?
Власти ХМАО во главе с губернатором Натальей Комаровой продали за бесценок комплекс и земельный участок под центром «Голубое озеро».
Корреспондентов пулов Путина и Медведева могут не пустить на избирательные участки
Журналисты и ЦИК обсудили новые правила аккредитации СМИ на выборах.
Напротив «дворца Путина» под Геленджиком начнут разводить устриц
ООО «Южная цитадель» получило для выращивания устриц и мидий 1 тыс. га акватории у мыса Идокопас под Геленджиком, у так называемого дворца Путина. Владелец «Южной цитадели» ранее работал в компании, управлявшей дворцом.
Фокус-Cocos: в чем подвох нового инвестиционного инструмента
Европейские банки предлагают невероятно высокую доходность по своим облигациям. В чем риск?
Импортозавещание
Почему провалилась правительственная программа замещения импорта.
Екатеринбургский Ельцин Центр — под ударом
Мы узнали, что стоит за атакой на новое «место силы» столицы Урала. Могут ли закрыть культовый проект? Ответ на не праздный вопрос — в этом тексте.
«Вступиться за Шалимова — перейти дорогу Рогозину»
69-летний создатель «Булавы» и «Союза» уволен из-за аппаратных разборок в Москве.