«ПИК-Комфорт» предпринял очередную попытку уйти с рынка Воронежа. Заявления о добровольном отзыве лицензий в местную Жилинспекцию подали сразу несколько десятков управляющих компаний, входящих в группу. Над городом снова нависла угроза коммунального коллапса, избежать которого в прошлом году удалось только чудом.
По сообщениям местных СМИ, на днях в региональную Госжилинспекцию (ГЖИ) поступили заявления от 21 управляющей компании (УК), входящих в группу «ПИК-Комфорт», об отзыве лицензий. По закону, на прекращение действий лицензий уйдет 10 дней. Чиновники ГЖИ успокаивают: после отзыва лицензий пиковские управленцы будут обязаны обслуживать дома до тех пор, пока те не перейдут под управление новых УК. Но тут возникает проблема: все дело в том, что в настоящее время под контролем ПИКа в городе находится порядка 1,6 тыс. многоквартирных домов. Найти в кратчайшие сроки новые УК для такого огромного количества многоэтажек – задача не из простых.
Таким образом, по оценкам экспертов, в подвешенном состоянии в Воронеже оказывается более 30% всего жилого фонда.
Нарушение цикла
Покинуть рынок Воронежа пиковцы пытаются не первый раз. В марте прошлого года представители «ПИК-Комфорта» даже согласовали с губернатором Александром Гусевым возможную продажу своих 24 УК в регионе. Сделка не состоялась, но ПИК все равно постепенно начал избавляться от своего регионального портфеля. Если до 2023 года в управлении группы находилось около 2,5 тыс. домов, то за год их количество сократилось на 524.
Что интересно: всего за несколько лет до этих событий, в 2018 году, пиковцы, напротив, всеми силами старались занять максимально большую долю рынка в Воронеже. Для этой цели ГК даже приобрела у местного бизнесмена Вадима Ишутина сразу несколько управляющих компаний, в портфеле которых тогда находилось порядка 2,8 тыс. многоквартирных домов (МКД) общей площадью примерно 8,5 млн кв. м.
В 2021 году пиковцы активно защищали свои активы, обвиняя конкурирующие УК в попытках захвата домов и фальсификациях общего собрания собственников (ОСС). Подобные истории выглядят тем более комично, если учитывать, что про похожие схемы нередко рассказывают и в связи с деятельностью «ПИК-Комфорт».
Что же произошло? Почему некогда столь ценный для ПИКа воронежский портфель вдруг потерял свою привлекательность?
Рискнем предположить, что с 2018 году пиковские управленцы успели пройти полный «жизненный цикл». «Наша Версия» уже подробно рассказывала о том, что рабочий цикл любой УК на рынке ограничен: компании функционируют до тех пор, пока задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и другими контрагентами не достигает критической точки. Дальше – бенефициары УК выводят все ценные активы, компанию банкротят и регистрируют новое юрлицо. Цикл может повторятся бесконечное число раз.
Скандал с долгами пиковских УК в Воронеже вышел слишком шумным. Из-за того, что в дело тогда активно вмешались местные власти, ПИК даже вынужден был погасить задолженность перед ресурсниками. Всего – около 180 млн рублей, которые пришлось выделить из центрального офиса ПИКа.
Кого надо УК
Столь значительные траты, судя по всему, в первоначальные планы пиковцев не входили. Косвенное подтверждение тому – очередная попытка ПИКа уйти из Воронежа в октябре 2023 года, которая вновь закончилась неудачей. Теперь же ПИК снова пытается уйти с рынка, где бесконечное мультиплицирование «жизненных циклов» УК дало явный сбой.
Ключевой вопрос, однако, заключается в том, почему местные власти продолжают сквозь пальцы смотреть на всю эту чехарду. И почему изначально несколько тысяч домов были отданы в управление такой компании.
Парадоксально, но факт: все эти проблемы даже обсуждались на заседании местной городской Думы. Там, например, прозвучала информация о том, что у пиковцев имеется в наличии всего 19 единиц техники – количество, явно недостаточное для обслуживания всех МКД, находящихся в управлении. Говорилось и о нехватке технического персонала, материалов и оборудования, о низком уровне обслуживания инженерных систем.
Подобные сведения вовсе не являются секретными. Например, в открытых базах данных находим информацию о том, что ООО «РЭК Центральный» (одна из компаний, которая сейчас подала заявление на отзыв лицензии) еще в декабре прошлого года были отрицательные чистые активы. А в штате компании и вовсе числился всего один человек.
С трудом верится, что о реальном положении дел в пиковских управляющих компаний надзорные органы Воронежа узнали только сейчас. Просто основными игроками на том или ином рынке УК, как показывает практика, становятся в результате неких «индивидуальных согласований». Оценка экономических и производственных показателей управляющих при этом, судя по всему, отходит на второй план.
В Воронеже итог грозит оказаться печальным. Пиковские УК, как уже было констатировано, в том числе и местными депутатами, вряд ли в состоянии управлять жилым фондом. При этом других игроков на примете с прошлого года так и не нашлось.
Недодел-строй
При этом рынок управления жилой недвижимостью, функционирующий по странным схемам при явном попустительстве властей, это только часть проблемы.
Похожая ситуация сегодня происходит и в сфере строительства. Качество возводимого жилья у того же ПИКа зачастую оставляет желать лучшего.
При этом, как и в случае с недобросовестными управляющими, чиновники то и дело оказываются вовсе не на стороне жителей, пытающихся заставить застройщиков исправлять строительные недоделки. Несколько лет назад в Минстрое недовольных покупателей квартир и вовсе обвинили в потребительском терроризме.
О том, что кое-как построенные дома буквально через несколько лет могут пополнить аварийный жилфонд в ведомстве, похоже, пока предпочитаются не задумываться.
Недавно столичный Роспотребнадзор похвастался победой в суде над ПАО «ПИК-Специализированный застройщик». Ведомство встало на сторону покупателя квартиры, который безуспешно пытался заставить пиковцев устранить строительные дефекты.
Теперь устранять недоделки ПИК будет по решению суда. Покупатель жилья также получит небольшую компенсацию в размере 30 тыс. рублей.
Беда только в том, что подобных судебных решений пока единицы. Как правило, жители в одиночку сражаются в судах против дельцов из ПИКа.