«Петрович» приглянулся прорабам

Источник
Выручка строительного ретейлера «Петрович» в 2019 году составила более 60 милиардов рублей. В пандемию он едва справлялся с потоком заказов — помогло развитое интернет-направление.
Как из бизнеса, на запуск которого в свое время потребовалось всего $2000, за 25 лет вырос один из лидеров российского рынка товаров для стройки и ремонта?

Основатели «Петровича» уважительно относились к своим клиентам еще в начале 1990-х: на входе в грязный протекающий ангар на базе стройматериалов на севере Санкт-Петербурга, например, выдавали плащи и сапоги, чтобы покупатели не промокли. Сегодня магазины DIY-сети (от англ. do it yourself — «сделай сам») сложно узнать: современные светлые торговые залы с понятной навигацией и консультантами на каждом шагу. Двадцать пять лет назад Строительный торговый дом (СТД) «Петрович» начинал с торговли цементом в Петербурге, а сегодня эта федеральная сеть входит в число лидеров российского рынка товаров для дома и ремонта. Компания пережила большинство своих конкурентов, не снижая темпов роста. По итогам 2019 года выручка ретейлера выросла на 22%, до 60,1 млрд рублей, по интернет-продажам компания обгоняет западных конкурентов IKEA и Leroy Merlin. Во время пандемии число клиентов СТД «Петрович» выросло на сотни процентов, розничные продажи — на 40%.

Семейная история

История «Петровича» начиналась просто. После окончания Санкт-Петербургского политехнического университета 24-летний Андриан Мельников вместе с партнером Александром Березкиным, почти вдвое старше него, организовал фирму по продаже цемента. «У Александра Михайловича был какой-то небольшой бизнес в Питере и, соответственно, деньги, у Андриана — идеи. Старший выступал инвестором, а младший отвечал за операционное управление. Кроме того, Андриан женат на приемной дочери Березкина», — рассказывает давний знакомый предпринимателей. Назвать «Петрович» семейной компанией можно еще и потому, что до 2015 года доля Мельникова была записана на его мать Александру Петровну, а Березкин свою долю до сих пор делит пополам с женой Еленой, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакса». «В бизнесе в первую очередь я ценю профессионалов, и неважно, родственники это или нет», — комментировал однажды семейственность в компании Мельников.

Для запуска бизнеса Мельникову и Березкину понадобилось $2000. В 1995-м они сняли помещение в Санкт-Петербурге на Полевой Сабировской улице, наняли грузчиков. «Всего было пять номенклатурных позиций: цемент, гарцовка (смесь для тротуарной плитки), глина, сеяный и несеяный песок. Цемент брали на Пикалевском заводе, гарцовку — в Павлово-на-Неве, песок — на карьере в Лахте. Ночью фасовали, днем продавали», — рассказывает Алексей Петров, директор по экономике СТД «Петрович», который учился с Мельниковым в институте и работает в компании почти со дня ее основания. На Полевой Сабировской расширялся ассортимент: в продаже появился шифер, трубы, гипсокартон, сухие смеси. «Места было мало, около 500 кв. м. Возник вопрос, где все хранить. В 1998-м решили открыть вторую базу на Рощинской улице», — рассказывает Алексей Петров. Компаний, как «Петрович», в городе было много. «В начале 2000-х «Петрович» не входил даже в первую пятерку игроков в Санкт-Петербурге. Был так называемым андердогом (от англ. underdog — «неудачник») на рынке», — рассказывает Виктор Адамов, прошедший путь от управляющего стройбазой до гендиректора СТД «Петрович» (покинул компанию в 2015-м). «С самого начала меня подкупила способность собственников быстро принимать решение, — говорит бывший топ-менеджер. — Андриан Мельников был вовлечен в рабочий процесс, за свои слова отвечал». Первый серьезный капитал, обеспечивший дальнейший рост, заработали на пергамине (кровельный картон, пропитанный битумом). В конце 1990-х Мельников и Березкин купили аппарат по производству этого материала, конкуренции практически не было, и вложения быстро окупились. Спрос на пергамин держался несколько лет. «Сейчас такой материал уже не выпускают, — добавляет Петров, — но тогда выхлоп был замечательный, это дало сильный толчок вверх».

К середине 2000-х, по данным «Делового Петербурга», годовой оборот «Петровича» составлял сотни миллионов рублей. Одним из факторов успеха стала ставка не на крупные строительные компании, а на профессиональных строителей — бригадиров и прорабов. «Конкуренты в основном были заточены либо на обслуживание крупных закупщиков, либо на частников, а «Петрович» ориентировался на нужды тех, кто покупает меньше, зато регулярно», — объясняет Адамов. Кроме того, эта аудитория оказалась не столь чувствительна к ценам, ведь прорабы тратят деньги заказчика, а не свои собственные. Сегодня ретейлер работает с тремя группами клиентов: прорабы и бригадиры, крупные строительные компании и конечные потребители. Первые обеспечивают 30% общих продаж сети, две другие группы — еще по 35%. Позиционирование компании нашло отражение и в ее названии. «Прорабов всегда называют по отчеству: Петрович, Михалыч, Кузьмич. Знакомый художник нарисовал собирательный образ: бородач с тростью, купец, который честно ведет свое дело», — объясняет Алексей Петров. Правда, в какой-то момент собственники задумались над переименованием. «Когда на российский рынок вышли западные игроки OBI, Leroy Merlin, Castorama, «К-Раута», хотели сделать бренд более модным, в европейском стиле, но в итоге передумали. Простое русское имя позволяет отстраниться от иностранных лейблов и оставаться «своим парнем», — говорит бывший руководитель отдела рекламы «Петровича» Дарья Мельникова.

Для ближайшего конкурента Leroy Merlin работа с профессионалами — тоже один из приоритетов. «На сегодняшний день доля этого сегмента около 10%. Мы активно развиваем компетенции для работы B2B, сервис, расширяем ассортимент для профессиональных клиентов, запустили совместные акции с поставщиками», — отмечают в пресс-службе российского подразделения Leroy Merlin.

По оценкам аналитиков, в 2011 году емкость российского DIY-рынка составляла около $30 млрд, из них 13% приходилось на рынок Москвы, 6,5% — на Петербург. К этому времени «Петрович» контролировал 25% петербургского B2B-рынка стройматериалов, бренд приобретал известность за пределами родного города. Открылись фирменные магазины в Выборге, Луге, Кингисеппе, Гатчине, Петрозаводске. «Обсуждалась идея сразу идти в Москву, и я рад, что выбрали другой сценарий. Думаю, экспансия в столицу в 2015 году не была бы столь успешной без этого опыта», — говорит Алексей Петров. Бывший глава компании Виктор Адамов считает, что охват маленьких городов не давал бизнесу существенного роста, ведь B2B-рынок там никогда не был развит.

В это же время «Петрович» запустил новый бренд магазинов-дискаунтеров «Уровень» с меньшим ассортиментом и ценами на 5% ниже, чем в головной сети. Магазины открывались на бывших базах «Петровича» и по франшизе с партнерами.

Но в 2013 году «Уровень» закрыли, оставив лишь оптовое подразделение — компанию «Силта», которая до сих пор занимается поставками товара большими партиями крупным строительным организациям. «Петровичу» не хватало агрессивного задора, — говорит Адамов. — Собственники достаточно консервативны: никогда не хотели рисковать, и если на развитие требовались крупные инвестиции, то отказывались, не желая быть закредитованными». «У собственников принципиальная позиция — в долг не берут», — подтверждает знакомый Мельникова и Березкина. Предприниматели всегда избегали публичности, от общения с Forbes они отказались. «У них все хорошо. Зачем светиться?» — объясняет их знакомый.

Новой точкой роста для «Петровича» стал запуск в 2011-м интернет-магазина Petrovich.ru. Благодаря отлаженной схеме дистанционной торговли (оформление заказов через кол-центр), ретейлер легко перестроился на онлайн. Оставалось приучить консервативных клиентов к покупкам стройматериалов по интернету. Для этого запустили программу лояльности с бонусами в виде кешбэка. В то время такое делали только авиакомпании с виртуальными милями, уверяет Дарья Мельникова.

По итогам 2012 года выручка СТД «Петрович» составила 13 млрд рублей, к 2016-му достигла 30 млрд рублей. Стабильный рост и отсутствие долгов привлекали внимание потенциальных покупателей к питерской сети. «Петрович» — прозрачная компания, проходит аудит в «большой четверке». Она всегда продавалась и сейчас тоже продается. Собственникам это интересно, на рынке все знают об этом», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров сети. В период 2008–2015 годов активом интересовались сооснователь «Технониколя» Игорь Рыбаков, международная группа Saint-Gobain, специализирующаяся на производстве и продаже стройматериалов, и голландский фонд, который занимается инвестициями в строительный ретейл и планировал, купив «Петровича», выйти на российский рынок. Однако все переговоры до сделки не дошли. Собственники «Петровича» всегда такой высокий ценник ставили, что даже иррациональный человек не был готов переплачивать», — добавляет источник Forbes.

Рыбаков рассказал Forbes, что в 2012 году интересовался компанией. «Это было связано с желанием создать на базе «Петровича» компанию-дистрибьютора и расширять другие категории: запчасти для машин, расходные материалы и т. д., похоже на Wildberries, — говорит он. — Я хотел инвестировать в них до $100 млн и за 10 лет построить компанию с оборотом 500 млрд рублей, работающую не только в строительно-ремонтном сегменте, а и в сегменте MRO (Maintenance, repair and operations), хотел, оттолкнувшись от «Петровича», строить B2B e-commerce-платформу, как Amazon, но у ребят были свои планы, мои планы они восприняли революционно и решили остаться в сегменте строительных материалов, так что мы не совпали в стратегиях».

Сейчас в «Петрович», помимо розничной сети, входят завод по производству металлоконструкций «Ленстройконструкция», завод сухих бетонных смесей «ПСС», металлопрокатная компания «Петроцентр» и «Силта». По оценке Infoline, «Петрович» — №2 на DIY-рынке в России с долей 4,5%, уступая Leroy Merlin (22,5% рынка) и опережая OBI (3%). Объем рынка отечественного DIY, по данным Infoline, составлял 1,6 трлн рублей в 2019 году. «Уникальность бизнеса «Петровича» заключается в их способности не только обгонять почти всех западных конкурентов, но и оставаться прибыльным бизнесом, который развивается исключительно на собственные средства, — говорит глава Infoline Михаил Бурмистров. — При этом необязательно быть самыми дешевыми, они лидеры по сервису, качеству и срокам доставки, у них самое крутое мобильное приложение». По данным «СПАРК-Интерфакса», чистая прибыль «Петровича» в 2019 году составила рекордные для компании 2,9 млрд рублей. «Быть прибыльными для нас жизненно важно, это главный критерий успеха, — говорит Евгений Мовчан, генеральный директор «Петровича». — Мы развиваемся за счет собственных средств, а любой успех мы измеряем в цифрах: сопоставимые продажи (LFL), маржинальность, показатель EBITDA».

В 2019-м доля онлайн-продаж «Петровича» выросла до 47%, с 18 млрд до 28,2 млрд рублей. По итогам года Petrovich.ru занял 11-е место в рейтинге Data Insight крупнейших интернет-магазинов Рунета. По онлайн-продажам он обогнал шведскую IKEA, французскую Leroy Merlin и российскую Hoff. «Фокус на дистанционные каналы продаж с самого начала — по звонку, затем через сайт и мобильное приложение — позволяет «Петровичу» расти, даже не открывая новых физических объектов», — отмечает Бурмистров из Infoline. Сеть «Петрович» насчитывает 20 строительных центров в Москве, Петербурге, Твери, Калуге, а также широкую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в регионах. В марте 2020 года компания открыла новый торгово-строительный центр в Москве, вложив 2,3 млрд рублей. «Открывать по магазину в год — это слишком медленно. Чтобы масштабировать сеть, нужно прирастать на 10–20 магазинов ежегодно. Для этого «Петровичу» нужен инвестор, у которого очень много денег. Минимум в 10 раз больше, чем стоит сам актив», — считает Владимир Самохвалов, директор Leroy Merlin, отвечающий за работу c профессиональными покупателями.
Персоны Компании
Беглый челябинский губернатор тайно продает пентхаус почти за миллиард
Журналисты изучили эксклюзивный каталог с роскошными фотографиями московского пентхауса сбежавшего в Дубай экс-губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Квартира продается за 900 миллионов рублей.  
Елена Батурина ценит Лондон за отсутствие стресса
Как и чем сегодня живет вдова экс-мэра Москвы.
Борис Дубровский выставил на продажу свои апартаменты на Никольской улице в Москве
Беглый челябинский губернатор намерен получить за пошлые двухэтажные апартаменты 11 миллионов долларов.
Беглый экс-губернатор Дубровский тайно продает квартиру за 900 млн рублей ($11 млн)
По оценке экспертов, Дубровскому только дизайнерский ремонт обошелся в 2 млн долларов. Вот эту сумму он и готов сбросить (и даже еще миллиончик минуснуть), поскольку далеко не факт
Дольче вита дочки Федуна. Как живет самая богатая наследница России
Forbes опубликовал очередной список 25 самых богатых женщин России. Впервые в рейтинг попала Екатерина Федун — дочь совладельца нефтяной компании ЛУКойл и футбольного клуба Спартак Леонида Федуна
Владелец Natura Siberica публично признался в любви к Путину
Андрей Трубников (Natura Siberica) о дармоедах, Путине и поиске денег.
Генераторы для ИКЕА могут аукнуться Пономареву новым сроком
Уже получившему срок бизнесмену предстоит новый процесс.
У якобы self-made Бакальчук оказались родственники в "Роснефти"
Как Татьяна Бакальчук стала царицей e-commerce и кто ей в этом помог.
Скандальная «Бизнес Молодость» не дожила до старости
В августе сооснователь тренингов для предпринимателей «Бизнес Молодость» Петр Осипов объявил об окончании девятилетней истории проекта, давашего миллиардную выручку.
Успех отсудившего миллиарды у IKEA Константина Пономарева на дает спать СК РФ
Следственный комитет назвал бизнесмена Константина Пономарева, отсудившего у шведской IKEA 25 миллиардов рублей, самым крупным в России неплательщиком подоходного налога. По данным ведомства, бизнесмен не заплатил налоги почти на 10 миллиардов рублей.
Бывший мебельный магнат Сергей Зуев рассказал, почему он не «доктор Зло»
Скандально известный по делу «Трех китов» предприниматель Сергей Зуев рассказал Forbes о борьбе с партнерами и силовиками за бизнес, мотивах своего уголовного дела и о том, возвращаются ли в Россию 90-е.
Чемезов разорит "гнездо" Чаек?
В последнее время новый генпрокурор Игорь Краснов проводит активную зачистку ведомства. Юрий Чайка оставил свой пост в январе. После этого в отставку были отправлены около десятка региональных
Simple больше ФАС не наливает
Поводом стала рекламная рассылка, в которой предлагается купить алкоголь «не выходя из дома». В ФАС посчитали, что это подразумевает покупку дистанционным способом. В самой компании нарушение закона отрицают.
На землях Грудинина может приземлиться «Самолет» с Воробьевым
Схема отжима земель подмосковного совхоза.
Китайцы под корень вырубят российский Север
Предприниматели из Поднебесной открывают все больше лесопромышленных предприятий в европейской части России.
Криминальная «одиссея» адвоката Ковбасюка
Услуги, предоставляемые «черными адвокатами» или «решалами», считающими себя экспертами в области «специальных ситуаций», неизменно пользуются спросом там, где нужно действовать, не следуя закону
Совладелец DNS не верит, что завтра будет лучше
Совладелец сети Дмитрий Алексеев о пандемии и кризисе за пределами МКАД.
Как братья Фартушняки спалили «Спортмастер»
Основателям «Спортмастера» никогда не были свойственны риск и излишние амбиции. Это позволило сети пережить три кризиса. Что пошло не так в этот раз и почему компания стала одной из первых жертв пандемии коронавируса?