В Нижнем Новгороде арестована бывший заместитель председателя правительства Пермского края Елена Лопаева. Ее обвинили в мошенничестве со средствами благотворительного фонда «Содействие XXI век». Следствие полагает, что Елена Лопаева с директором фонда Еленой Найдановой вывели по фиктивным договорам более 54 млн руб. пожертвований, сделанных ПАО ЛУКОЙЛ. Адвокаты заявили, что директор фонда и свидетели из числа бывших пермских чиновников оговорили Елену Лопаеву, сама она вину не признала. Одним из оснований для ареста были названы связи экс-вице-премьера в высоких чиновничьих кругах.
Бывшего зампреда правительства Пермского края Елену Лопаеву задержали в Москве 24 января, следственные мероприятия с ней длились до четырех часов утра среды, выяснил «Ъ». В ее московской квартире на Давыдковской улице прошел обыск. Затем следователь Следственного комитета России (СКР) провел очную ставку задержанной экс-чиновницы с директором благотворительного фонда «Содействие XXI век» Еленой Найдановой. В результате Елене Лопаевой предъявили обвинение в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), связанном с хищением денег из этого фонда, спонсорами которого выступали крупнейшие предприятия Пермского края. Обвиняемую доставили в Нижегородский районный суд, в который следствие направило ходатайство об ее аресте.
Как следовало из оглашенных в суде материалов, уголовное дело о хищениях в фонде расследуется с ноября 2019 года, оно соединено с другим расследованием — фактов причинения имущественного ущерба путем обмана без цели хищения (ст. 165 УК РФ).
Следствие полагает, что в 2017–2019 годах Елена Лопаева, по своей должности курируя работу фонда, расхищала спонсорские деньги на свои нужды.
Средства по фиктивным договорам с фирмами-однодневками выводились из фонда и обналичивались. Директор фонда Елена Найданова обеспечивала необходимый документооборот. Она признала свою вину и пошла на сделку с прокуратурой, дав следствию подробные показания на Елену Лопаеву. На следствии руководитель фонда «Содействие XXI век» рассказала, как с помощью криминальной схемы было украдено более 54 млн руб., которые ПАО ЛУКОЙЛ пожертвовало через дочерние пермские структуры на различные социальные проекты по соглашению с правительством Пермского края.
Показания на Елену Лопаеву дали и бывшие пермские чиновники. Экс-глава аппарата губернатора Леонид Политов рассказал следствию, что Елена Лопаева просила его оформить документы, когда ей требовались фиктивные договоры. Свидетель Яна Дорофеева, бывший заместитель главы администрации губернатора, также дала показания о роли госпожи Лопаевой в расходах фонда. Другие свидетели сообщили, что вели черную бухгалтерию фонда, которую контролировала Елена Лопаева. Как выяснилось, на нее долго собирали материалы сотрудники пермского управления ФСБ, которые возбудили дело о хищениях в фонде, а затем передали его в СКР.
Ходатайствуя об аресте обвиняемой, следователь сообщил о наличии у нее квартиры в Италии и действующего загранпаспорта, который найти не удалось.
Оказалось, что паспорт хранится в закрытом сейфе, который оперативники изъяли при обыске в квартире на Давыдковской улице. По словам следователя, узнав по своим каналам о готовящемся задержании, Елена Лопаева выключила мобильный телефон. А когда за ней приехали, то сообщила ложную информацию, что живет на Шаболовке. Следствие восприняло это как попытку обвиняемой скрыться. Представитель СКР также сообщил суду об обширных связях обвиняемой среди высокопоставленных чиновников, которые могут быть использованы ею, чтобы избежать уголовной ответственности. Последнее соображение стало одним из главных оснований ареста.
Елена Лопаева вину не признала. Она сообщила суду, что не пыталась сбежать, ее шенгенская виза просрочена, а Италия не принимает россиян из-за ограничений, связанных с коронавирусом. Комментировать журналистам обвинение в хищении средств фонда обвиняемая не стала. Ее адвокат Александр Кочубей сообщил, что другие фигуранты дела оговорили Елену Лопаеву, а обвинение незаконно и необоснованно. Защита просила суд поместить женщину под домашний арест либо отпустить ее под залог или ограничения. Однако судья Анастасия Казанцева решила арестовать обвиняемую до 23 марта. Решение суда адвокаты планируют обжаловать.