Пенсию Муртазы Рахимова предложено пересчитать

Источник
Уфимский юрист Евгений Кареев обратился в Верховный суд Башкирии с требованием отменить как противоречащий федеральным законам и Конституции РФ порядок начисления пенсий первым лицам региона — президенту, премьеру и спикеру башкирского парламента

Уфимский юрист Евгений Кареев обратился в Верховный суд Башкирии с требованием отменить как противоречащий федеральным законам и Конституции РФ порядок начисления пенсий первым лицам региона — президенту, премьеру и спикеру башкирского парламента. Госсобрание утвердило новый порядок 15 июля, за несколько часов до ухода в отставку экс-главы региона Муртазы Рахимова. Господин Кареев считает, что экс-президент получает незаслуженно высокую пенсию. В руководстве Башкирии его претензии называют необоснованными.

Евгений Кареев требует отменить поправки к ст. 14 закона "О государственных должностях Республики Башкортостан", которые госсобрание Башкирии приняло единогласно и сразу в трех чтениях на внеочередной сессии 15 июля (к вечеру того же дня было объявлено о досрочной отставке Муртазы Рахимова). Как пояснил "Ъ" господин Кареев, в законе его смутило то, что госсобрание утвердило применение коэффициента 3,18 при начислении пенсий трем первым лицам республики (президенту, премьеру и спикеру госсобрания Башкирии), что, по его мнению, противоречит федеральному законодательству.

В иске юрист указал, что в федеральном законе размер пенсии высчитывается из "55% заработка плюс 1% за каждый полный год общего трудового стажа". При этом коэффициент 3 применяется только к пенсионерам, деятельность которых была связана "с подземными работами" или "с вредными условиями труда в горячих цехах". "Ни тем ни другим видом деятельности первые лица Башкирии не занимаются",— пояснил "Ъ" господин Кареев. Также, по его словам, в федеральном законе руководители региона не фигурируют в перечне лиц, имеющих право на надбавки и повышенные пенсии: "В этом перечне указаны только инвалиды и другие льготники".

Юрист потребовал от Верховного суда Башкирии признать оспариваемое положение закона "недействующим с момента издания". Он также указал, что поправки, принятые башкирскими депутатами, противоречат не только федеральному закону о пенсиях, но и Конституции, признающей верховенство федеральных законов над региональными и "равенство прав и свобод человека независимо от должностного положения".

Вчера его поддержали башкирские коммунисты. Депутат Госдумы от Башкирии Юрий Афонин заявил "Ъ", что КПРФ считает рассмотрение такого иска "важным с политической точки зрения": "Непрозрачность, с которой были установлены размеры колоссальной, по неофициальным данным, пенсии экс-президенту Башкирии, взбудоражила общественность". По словам господина Афонина, КПРФ намерена выступить с законодательной инициативой, где будут "четко прописаны максимальные размеры коэффициентов для уходящих в отставку губернаторов". "Должен быть единый порядок для всех. Региональные руководители имеют право на повышенную пенсию, но не в сотни и не тем более в тысячи раз превышающие пенсии обычных пенсионеров",— считает коммунист. Другой депутат Госдумы от Башкирии Иршат Фахретдинов ("Единая Россия") также считает, что законопроект о пенсионных гарантиях руководству Башкирии был принят "впопыхах": "Возможно, это был подарок руководства госсобрания уходящему президенту. Но при чем здесь спикер и премьер?"

В самом госсобрании Башкирии иск господина Кареева считают бесперспективным. Заместитель руководителя секретариата по правовым вопросам парламента Наиль Зиганшин заявил "Ъ", что каждый законопроект проходит правовую экспертизу на соответствие конституциям РФ, Башкирии и федеральным законам. Кроме того, отметил он, заключения по законопроектам дает представитель прокуратуры.

Напомним, что поправки к закону "О госдолжностях в Республике Башкортостан" получили широкое обсуждение. В связи с отсутствием официальной информации некоторые СМИ сообщили, что размер пенсий Муртазы Рахимова якобы превысит 600 тыс. руб. Правда, новый глава Башкирии Рустэм Хамитов позже опроверг эту информацию, отметив, что выплата экс-президенту соответствует "пенсии обычных региональных руководителей" и не превысит 100 тыс. руб. При этом он отметил, что пенсия господина Рахимова даже меньше, чем у экс-президента Татарии Минтимера Шаймиева.

Наталья Павлова, Уфа