Холдинг «Цитадель», владеющий несколькими производителями средств для оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), приобрел 90% конкурента «Сигнатек». Это следует из данных «СПАРК-Интерфакса», факт сделки подтвердила представитель «Цитадели» Юлия Остроухова (на сайте «Цитадели» «Сигнатек» указан среди активов), отказавшись от других комментариев. «Сигнатек» не ответил на запрос.
Обновленные СОРМ понадобятся для исполнения закона Яровой: он вступил в силу 1 июля 2018 г., а хранить интернет-трафик абонентов операторам придется с 1 октября.
«Сигнатек» разрабатывает информационные системы для силовых ведомств – ФСБ, МВД, ФСИН, ФТС, указано на его сайте. В частности, «Сигнатек» занимается «законным перехватом информации» и предлагает ведомствам системы для автоматического сбора, хранения, обработки и распределения аудио-, видео-, графической и текстовой информации, мониторинга перемещений объектов, телефонных разговоров, sms, видеозвонков, электронной почты и других коммуникаций.
«Цитадель», по данным СПАРК, на 86,7% принадлежит Антону Черепенникову, основателю киберспортивной компании Virtus.pro, в которую совладелец холдинга USM Алишер Усманов
вложил $100 млн. Холдинг контролирует «Мегафон» – оператор уже тестирует техническое решение «Цитадели» для исполнения закона Яровой. Тестовое оборудование и его внедрение должны обойтись в 923,5 млн руб., сообщается на сайте госзакупок.
На рынке СОРМ осталось два независимых от «Цитадели» производителя, которые могли бы помочь операторам исполнить закон Яровой, – «Норси-транс» и «Орион» (бывшие «Спецтехнологии»). Минкомсвязи перечисляло потенциальных производителей в письме гендиректору Ассоциации операторов телефонной связи Сергею Ефимову, сообщал «КоммерсантЪ».
Доля в «Сигнатеке» могла обойтись «Цитадели» примерно в 1 млрд руб. – как предыдущее приобретение, «Техаргос», подсчитывает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, оговариваясь, что у «Сигнатека» закрытые закупки силовых структур, из-за них сложно оценить сумму сделки.
«Сигнатек» исторически сотрудничает с силовыми структурами, особенно с МВД, участвует в их закупках, солидарен гендиректор «Норси-транса» Сергей Овчинников (он говорит, что отказался от предложения продать компанию «Цитадели», представитель «Цитадели» не стал комментировать «слухи»). СОРМ состоит из трех частей: одна снимает данные с каналов связи, вторая хранит эти данные, а третья, «пульт управления», – интерфейс, позволяющий работать с собранными данными, объясняет Овчинников, и «Сигнатек» специализируется именно на пультах. Доступ к ним имеют только сотрудники силовых ведомств (их действия авторизуются и фиксируются): они сами настраивают его под себя и ставят на контроль нужных им людей – ни производители пультов, ни операторы не имеют доступа к пульту и его настройкам, подчеркивает он.
Из крупных игроков пульты управления делают только «Сигнатек», «Норси-транс» и «Орион» (бывшие «Спецтехнологии»), говорит Овчинников и подтверждает гендиректор консалтинговой компании «Ордерком» Дмитрий Галушко (консультирует операторов связи, в частности, в области СОРМ). Покупка «Сигнатека» поможет обеспечить «Цитадели» недостающую часть СОРМ, указывает Овчинников.