Партийным переворотом в «Коммунистах России» займутся следователи

Источник
Максим Сурайкин и Сергей Малинкович обратились в прокуратуру.
Партийный статус депутата заксобрания Ульяновской области Максима Сурайкина, избранного по спискам коммунистической партии «Коммунисты России» (КПКР), подтвердил прошедший в субботу внеочередной съезд партии, там же решения предыдущего чрезвычайного съезда были названы ничтожными, а его организаторы исключены из партии. Однако накануне Минюст сообщил, что зарегистрировал решение чрезвычайного съезда «Коммунистов России», сместившего неделей раньше господина Сурайкина с поста председателя ЦК и исключившего его из партии. И тот, и другой съезды использовали одну и ту же печать юрлица, и теперь руководители, избранные разными съездами, подали заявления в следственные органы и в прокуратуру в отношении друг друга. По мнению экспертов, Минюст РФ может зарегистрировать и решение другого съезда, но прежде ему придется детально разбираться с фактами.

В минувшую пятницу на сайте Минюста РФ в разделе «документы» размещена информация о том, что лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица — партии «Коммунисты России» — Сергей Малинкович, председатель ЦК.Между тем на сайте Минюста нет ни номера распоряжения о регистрации, ни самого документа. В выписке из ЕГРЮЛ, полученной с сайта ФНС, указано, что внесены изменения в сведения о юрлице на основании распоряжения Минюста № 281Р от 21 марта 2022 г.

В беседе с «Ъ» Сергей Малинкович заявил, что тем самым Минюст подтвердил законность чрезвычайного съезда, решением которого депутат заксобрания Ульяновской области Максим Сурайкин был снят с должности председателя ЦК КПКР и исключен из партии.

Чрезвычайный съезд, как было объявлено в телеграм-канале КПКР, состоялся 18 марта. На нем было принято решение отстранить от должности председателя ЦК КПКР и исключить из партии Максима Сурайкина «за системную дискредитацию КПКР и буржуазный образ жизни», новым председателем партии избран Сергей Малинкович, прежде занимавший пост зампреда и исполнительного секретаря ЦК.Как заявлял Сергей Малинкович, «из 78 региональных отделений на съезде были представлены более половины». Однако 20 марта пленум ЦК КПКР объявил чрезвычайный съезд фейковым и исключил из партии его организаторов, а также тех, кто его поддержал (всего 21 человек). В субботу, 26 марта, срочно созванный внеочередной съезд КПКР подтвердил решение пленума (присутствовали представители 56 из 78 реготделений), «исключив из рядов партии ряд предателей, вступивших в сговор с буржуазными политтехнологами» и избрав председателем ЦК Чермена Хугаева, а Максима Сурайкина назначив на пост исполнительного секретаря партии. Господин Сурайкин, присутствовавший на мероприятии, сказал «Ъ», что делегаты настаивали на его повторном избрании председателем ЦК, однако он отказался в связи с тем, что со дня на день уезжает добровольцем на Донбасс. Чермен Хугаев пояснил «Ъ», что документы о решениях съезда во вторник будут также направлены в Минюст.

Как Минюст будет рассматривать решение субботнего съезда и каким может быть его решение, не известно. На запрос «Ъ» ведомство подтвердило, что, действительно, «по результатам рассмотрения документов, представленных КПКР для внесения изменений в ЕГРЮЛ о председателе ЦК, избранного 18.03.2022, принято решение о государственной регистрации». На вопросы, будет ли также регистрация решения субботнего съезда и возможно ли принятие решений по взаимоисключающим решениям одной партии, ведомство не ответило, пояснив, что «документы по итогам мероприятия от 26.03.2022 в Минюст России не поступали». На вопрос, почему само распоряжение о регистрации не опубликовано, в ведомстве не ответили.

Господин Хугаев сказал «Ъ», что пока ни Сергей Малинкович, ни его соратники не пытались отобрать у него печать партии и документы бухгалтерской и иной отчетности. В свою очередь Сергей Малинкович заявил, что ему и не нужна печать, потому что она у него есть: «Печать и необходимые документы уже были у меня, потому что я был все-таки исполнительным секретарем партии. А вот по поводу того, что эти люди (Чермен Хугаев и Максим Сурайкин. — «Ъ») незаконно используют печать, мы уже подали в прокуратуру и следственные органы заявление о мошенничестве». Он также уверен, что в регистрации «документов мероприятия этой группы» Минюстом будет отказано, поскольку она теперь уже не имеет отношения к партии. Кроме того, господин Малинкович повторил, что им поданы документы в СКР и в прокуратуру по факту незаконных действий господина Сурайкина при оформлении кредитов на партию, а в заксобрание Ульяновской области направлено официальное извещение о лишении Максима Сурайкина партбилета.

Между тем Максим Сурайкин считает, что Минюст должен зарегистрировать решение субботнего съезда, «в противном случае придется доказывать законность решений в суде, и для этого помимо документов есть все доказательства проведения съезда, его представительства и кворума, есть все необходимые видеозаписи, чего нет у Малинковича». Он также отметил, что по факту попытки партийного переворота уже подано заявление в прокуратуру, которая проверит в том числе и законность регистрации решения чрезвычайного съезда.

Почетный адвокат РФ, к.ю.н. Людмила Мороз не исключает, что Минюст может зарегистрировать и решение субботнего съезда. «Такое нередко случается, когда от одной организации подаются через короткий промежуток времени взаимоисключающие решения, и в этом случае законным станет последнее»,— пояснила адвокат. В то же время она отметила, что шансы судебного разбирательства невелики — практика судов показывает, что «если Минюст подает в суд, то, как правило, иск удовлетворяется, и наоборот, по искам к Мин­юсту следуют отказы».

Эксперт в сфере избирательного права Андрей Бузин считает, что пока само распоряжение о регистрации в открытом доступе официально не опубликовано, считать его вступившим в законную силу нельзя. Он также заметил, что после того как поступят документы субботнего съезда, Минюсту придется досконально разбираться с реальным представительством делегатов и наличием кворума, «потому что не может быть, чтобы на обоих взаимоисключающих мероприятиях одной организации присутствовало больше половины состава, явно кто-то обманывает». Эксперт также заметил, что даже если господин Сурайкин признан исключенным из партии, на его депутатский мандат это не повлияет (таково разъяснение Конституционного суда РФ от 28 февраля 2012 года).