О новом виде вымогательства 15 августа рассказал Telegram-канал «Ты сядешь за лайк». Он опубликовал переписку жительницы Петербурга с пользователем Anastasia Bourge, которая потребовала 150 долларов за то, чтобы не сообщать в полицию об одном репосте.
Судя по контексту, на странице петербурженки Anastasia Bourge нашла информацию о норвежском террористе Брейвике и сразу проинформировала ее о серьезных проблемах с законом.
«За 150 долларов в биткоинах я готова забыть репост и дать рекомендации относительно сетевой безопасности», – предложила аферистка. Она напомнила, что в России сложилась однозначная правоприменительная практика по делам об экстремизме, а «ВКонтакте» выдает правоохранительным органам даже удаленные сведения с 2007 года. В случае отказа платить, пообещала Bourge, поступит обращение в Центр «Э» ГУ МВД Петербурга и области по факту размещения экстремистских материалов.
«Это вымогательство», – отреагировала петербурженка.
«Это помощь. Мои советы стоят существенно дешевле сломанной судьбы», – прочитала она ответное.
Интернет-активисты нашли информацию о Anastasia Bourge и узнали, что та сама не без греха – с ее страницы вечером 25 июня в соцсети был размещен комментарий о «чванливых русских мужчинах-свиньях» с нелестными эпитетами. Пользователи расценили высказывание как разжигание ненависти по признаку принадлежности к социальной группе. Из сообщений Bourge можно сделать вывод, что она уехала из России и вышла замуж за итало-швейцарца, о чем нисколько не жалеет.
После жалоб на вымогательство администрация «ВКонтакте» довольно оперативно заблокировала страницу Bourge за нарушение правил сайта. А пользователи еще быстрее нашли серию похожих монетизированных угроз. Те, кто промышляет аналогичным заработком, опубликовали скриншот с несколькими заявлениями в МВД, отправленными через электронную приемную.
Создатель «Ты сядешь за лайк» Владислав Здольников на фоне истории с петербурженкой призвал свою аудиторию удаляться из «ВКонтакте». К этому же сегодня пришел и журналист Александр Плющев.
Мощная общественная кампания против уголовного преследования за репосты началась с дела жительницы Барнаула Марии Мотузной, которой вменили оскорбление чувств верующих за изображение священников на разбитой дороге с подписью «В России две беды». Девушка рассказала о себе в Сети, ее примеру последовали другие, и общий срез уголовных историй показал, насколько схематичной, доведенной до автоматизма может быть процедура расследования и вынесения обвинительных приговоров.
Не меньшее возмущение вызвало дело «Нового величия» – неформального объединения, которое фактически создал провокатор в лице сотрудника ФСБ.
Социальные сети, стремящиеся остановить возможный отток аудитории, отреагировали на народный всплеск своими заявлениями. Mail.Ru Group призвала амнистировать всех осужденных за репосты и лайки и обратилась в парламент и Верховный суд с просьбой пересмотреть законодательство. «ВКонтакте» анонсировала скорую реформу приватности. Список людей, репостящих записи, будет виден только для их авторов, а в течение месяца появится возможность сделать свой профиль полностью приватным, оставив его открытым только для друзей fontanka.ru/2018/08/15/057/.
Петербурженка планирует написать на Anastasia Bourge заявление о вымогательстве.
В похожей ситуации в период ЧМ-2018 оказались хостелы и бары, которым выдвигались материальные требования fontanka.ru/2018/05/16/080/ в обмен на спокойную жизнь. После огласки от заведений отстали. С репостами чуть сложнее. От услуг доносчиков вряд ли откажется Центр «Э», которому нужно выполнять план по выявлению сетевых «экстремистов».
Справка:
Сомнительные репосты в соцсетях подпадают под две статьи УК: интернет-призывы к экстремизму (280, часть 2) и возбуждение ненависти по национальному признаку или к социальной группе (282, часть 1). Срок давности по таким преступлениям составляет шесть лет.
В 2017 году вынесены 228 приговоров за экстремистские высказывания. 214 из них – за репосты чужих сообщений или картинок. Еще шесть – за собственные публикации.