Ночное решение
О полной национализации Приватбанка правительство Украины объявило в ночь с воскресенья на понедельник. Как подчеркивалось в сообщении кабинета, сделано это было по «рекомендации Совета национальной безопасности и обороны» с целью «стабилизации финансовой системы».
«Частные акционеры Приватбанка обратились к правительству с предложением, чтобы государство в интересах клиентов банка стало его полным собственником», — говорится также в документе.
Судьбу банка Игоря Коломойского — влиятельного украинского олигарха, состояние которого оценивают примерно в $2 млрд, члены кабинета министров решали на встрече в администрации президента Украины.
Коломойский, основатель крупнейшей в республике финансово-промышленной группы «Приват», владеет в банке долей в 41,6%; другим крупным акционером является Геннадий Боголюбов, доля которого составляет 33,2%.
О том, что у Приватбанка есть проблемы, глава Нацбанка Украины (НБУ) Валерия Гонтарева предупреждала еще в начале декабря. Как следует из отчета НБУ, процитированного ресурсом «Страна.ua», у Приватбанка разрыв между сформированными резервами по МСФО и кредитным риском составлял 96,6 млрд грн (при собственном капитале в 30 млрд грн).
19 декабря в своем телеобращении украинский президент Петр Порошенко пояснил, что государство решило предложить акционерам национализацию Приватбанка, чтобы избежать краха учреждения, в котором держит деньги «приблизительно половина взрослого населения Украины».
О грядущей национализации Приватбанка писали многие украинские СМИ, в частности со ссылкой на собственные источники «Экономическая правда» (входит в холдинг «Украинская правда»).
В Приватбанке возможную национализацию до последнего отрицали. Первый зампредправления Приватбанка Олег Гороховский еще 14 декабря утверждал, что слухи о скорой национализации — спланированная атака на банк.
Давняя война
Порошенко прямо обвинил собственников и менеджмент Приватбанка в том, что своими действиями они довели его до кризиса. «Акционеры не нашли ресурсов для обязательной программы докапитализации. А действующая бизнес-модель, очевидно, себя исчерпала», — сказал он, добавив, что тем самым была поставлена под угрозу «вся банковская система Украины».
Коломойский ситуацию пока не комментировал. По данным издания «Украинские новости», за несколько дней до решения правительства о национализации бизнесмен ночью встречался с Порошенко.
По мнению украинского политолога Вадима Карасева, произошедшее — «капитуляция Коломойского, у которого не осталось ресурсов держать банк и воевать за него». «Для Порошенко год заканчивается удачно. Империя Коломойского пала, у него нет политического ресурса бороться с президентом. Ранее влияние растерял Дмитрий Фирташ, поэтому на олигархическом поле у Порошенко остался один конкурент — Ринат Ахметов. Однако у него с президентом пакт о ненападении, так как Ахметов все еще остается негласным хозяином Донбасса», — сказал РБК Карасев.
Открытое противостояние Порошенко и Коломойского началось в 2015 году, когда в результате решения Верховной рады под контроль государства вернулась компания «Укрнафта» (42% акций принадлежали бизнес-группе Коломойского). В ответ в Приватбанке были заблокированы средства компаний Петра Порошенко (как утверждал менеджмент, в результате технического сбоя). В марте 2015 года Коломойский, который к этому моменту год возглавлял Днепропетровскую область, указом президента был снят с этого поста.
В октябре 2015 года один из ближайших соратников Коломойского Геннадий Корбан был задержан украинскими спецслужбами по подозрению в создании организованной преступной группировки, похищении людей и расхищении средств, собранных населением на поддержку АТО. Генпрокуратура республики также заподозрила возглавляемую Корбаном партию УКРОП, в которую входит и Коломойский, в выплате денег депутатам Верховной рады за срыв заседаний судов и публичные драки.
Возможное обострение
В результате потери Приватбанка экономический вес Коломойского на порядок снижается, и если в скором будущем он потеряет медиахолдинг «1+1 медиа», то можно будет говорить, что Порошенко одержал важную победу — так РБК прокомментировал ситуацию политолог Владимир Фесенко. При этом он отметил, что национализация стала итогом договоренности властей с Коломойским и вторым ведущим акционером банка, Геннадием Боголюбовым. «Президент контролировал процесс, большую роль сыграл премьер Владимир Гройсман и руководство Нацбанка», — утверждает Фесенко. Национализация Приватбанка может привести к еще большему усилению борьбы между главой государства и крупными бизнесменами; возможно даже формирование антипрезидентской олигархической коалиции, предупреждает Анатолий Окситюк, старший аналитик украинского Международного центра политических исследований. «Украина входит в новый период политической неопределенности. Несмотря на то что политический сезон закрывается, история вокруг Приватбанка и голосование по бюджету в конце года приведут к тому, что 2017 год начнется с новой конфигурацией политических сил», — заявил Октисюк РБК. По мнению эксперта, развитие событий зависит от того, как была заключена договоренность по Приватбанку. «Если сделка была джентльменской, то все может пройти относительно гладко, продолжится нынешняя ситуация брожения, когда олигархи будут укреплять свои позиции в ожидании ослабления Порошенко, — пояснил аналитик. — Оно может произойти вследствие ухудшения социально-экономической ситуации, проблем во внешней политике». Ситуацию в украинской политике Октисюк называет войной «всех против всех», в которую втянуты силы внутри президентской администрации и правящей коалиции. Такая борьба возможна из-за отсутствия арбитра, президент им быть перестал, резюмировал политолог.
Финансовые подпорки
Формально государство покупает Приватбанк у собственников за одну гривну, сказала журналистам Гонтарева. Вкладчики банка не пострадают, заверил украинцев Порошенко: «Государство берет на себя ответственность и гарантирует вкладчикам Приватбанка целостность и неприкосновенность их денег». Он добавил, что «подал в Верховную раду законопроект, который дает дополнительные гарантии вкладам граждан в этом учреждении». По словам Порошенко, к восстановлению Приватбанка правительство привлечет иностранных специалистов, в том числе из Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Новым председателем правления Приватбанка станет бывший министр финансов Украины Александр Шлапак, написал на своей странице в Facebook заместитель председателя правления банка Дмитрий Дубилет. Он отметил, что Шлапак «должен сформировать новую команду топ-менеджеров». «Формально переходный период, в течение которого мы будем вводить в курс дела новую команду, будет длиться несколько месяцев», — отметил Дубилет.
Согласно решению правительства государство на 100% становится собственником банка. Для решения проблем банка будут выпущены 30-летние облигации внутреннего госзайма на 150 млрд грн. Сроки выпуска и объемы пакетов пока не известны. Бумаги будет выкупать Национальный банк, а средства будут «вливаться» в капитал Приватбанка.
Как сообщил на брифинге министр финансов Александр Данилюк, после стабилизации поможет стране получить очередной транш международной помощи. «Это решение важно в рамках нашего сотрудничества с МВФ и после следующего шага — это принятие бюджета — мы выполнили два важных этапа сотрудничества с МВФ. И это также приблизит нас к плотному сотрудничеству с МВФ и для получения следующего транша», — сказал министр.
Старые проблемы
Косвенные признаки наличия финансовых сложностей у Приватбанка проявились еще в 2015 году. Тогда Нацбанк Украины провел стресс-тест, по итогам которого поручил 11 банкам из топ-20 поэтапно увеличить капиталы до 2019 года. Перечень банков не раскрывался. Осенью 2015 года банк не смог расплатиться по части долгов, в результате чего международные агентства Standard & Poor's и Fitch понизили его рейтинги. Впоследствии долги на $350 млн были реструктурированы. Осенью этого года упоминание о возможной национализации системно значимого банка (без указания названия) появилось в Меморандуме о сотрудничестве властей Украины с МВФ.
Разрыв между резервами и кредитным риском, о котором говорится в отчете НБУ, означает, что часть принятого банком риска ничем не покрыта. По данным Fitch, просроченные более чем на 90 дней и проблемные кредиты в портфеле Приватбанка на конец первого полугодия составляли 12 и 28% соответственно, уровень резервов не превышал 37% объема плохих кредитов, а не покрытые резервами обесцененные кредиты составляли 156% основного капитала по методологии Fitch. Необходимость доначисления резервов означает для банка дополнительные расходы, что ведет к уменьшению капитала.
В описании Нацбанка Украины, приведенном в ответ на запрос РБК, ситуация выглядит еще хуже, причем, как указано в ответе, ухудшение наступило не мгновенно и продолжалось два года. «Недостаток капитала Приватбанка был выявлен по результатам инспекционных проверок НБУ и стресс-тестирования, которые регулятор начал проводить два года назад. Эта нехватка на 1 апреля 2016 года составляла 113 млрд грн. Кроме кризисных явлений в экономике страны, аннексии Крыма и проведения АТО на востоке страны к этому привела невзвешенная кредитная политика банка. Более 97% корпоративного кредитного портфеля банка — это кредиты компаниям, связанным с акционерами, которые практически не обслуживались», — говорится в ответе НБК РБК.
Как указывают в Нацбанке, менеджмент банка составил план докапитализации и программу по уменьшению связанного кредитования. Акционер банка также лично предоставил свою гарантию обеспечить выполнение согласованной с НБУ программу докапитализации банка. Но ни банк, ни акционеры эти программы не выполнили. «За последний год Национальный банк провел более 30 встреч с собственниками и руководителями финучреждения, учитывая системную значимость банка, Национальный банк неоднократно продлевал сроки докапитализации», — сообщили в НБУ. В результате по состоянию на 1 декабря этого года недостаток в капитале Приватбанка вырос до 148 млрд грн, а ликвидность банка существенно снизилась. Просроченная задолженность банка перед регулятором по стабилизационным кредитам составляет 14 млрд грн из общей задолженности в 19 млрд грн.
По мнению экспертов, ситуация Приватбанка не уникальна, а его национализация — вопрос скорее политический. «У Коломойского давний конфликт с нынешними властями. И поскольку банк является крупнейшим по размеру активов, у власти есть сильный мотив установить над ним контроль, — говорит сотрудник Центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Владимир Седенко. — Я бы не сказал, что по сводному балансу, который публикуется на сайте Нацбанка, там особенно катастрофическое положение. Да, невыполнение обязательств перед НБУ — основание для признания банка неплатежеспособным. Но я бы не сказал, что в нынешней ситуации это какое-то уникальное состояние. В других госбанках балансы тоже отнюдь не блестящие, и у многих коммерческих банков тоже есть проблемы».
Дыра в капитале Приватбанка, по его словам, возникла в том числе из-за «колоссальной, трехкратной» девальвации гривны после 2014 года. «Банк активно использовал заимствования на внешних рынках, получая средства в валюте и размещая их под кредиты в гривнах. А поскольку произошла девальвация, он был вынужден покупать валюту на межбанковском рынке по курсу втрое дороже, пояснил он.
Национализация Приватбанка, с одной стороны, отчасти стабилизирует ситуацию на банковском рынке Украины, но с другой — сделает этот рынок наполовину государственным. После национализации доля госбанков в активах банковского сектора Украины увеличится с 31 более чем до 50%. На сегодняшний день Приватбанк — крупнейший среди действующих на Украине 108 банков. По данным Нацбанка Украины, среди его клиентов более 20 млн граждан Украины, в том числе 3,2 млн пенсионеров. Активы банка на 1 октября, по данным на сайте НБУ, составляли 271,8 млрд грн.