Лейтмотив отчета — нехитрые тезисы «все могло быть хуже» и «несмотря на кризис, город развивается». Полтавченко особенно нечем похвастаться. Нет ни одного громкого проекта, про который можно сказать – это придумано при новом губернаторе, заработало и приносит пользу горожанам. Все инициативы ограничиваются полумифической «молодежной коллегией» или хаотичной кадровой политикой. Назвать ситуацию в городе благоприятной довольно сложно. Петербург переместился в нижнюю группу инвестиционной привлекательности.
В Петербурге привыкли, что сюда «ехали» деньги, люди и производства при энергичной Валентине Ивановне Матвиенко. Сейчас этот поток идет в обратную сторону. Петербургская недвижимость, которую раньше раскупали на фазе котлована, сейчас плохо востребована, и строители бьют реальную тревогу. Весь город увешан плакатами, предлагающими дешевые квартиры. Они даже не подорожали из-за кризиса, но спроса все равно нет. При этом строители – крупнейшие налогоплательщики городского бюджета. Который, к слову, при губернаторе Полтавченко стал дефицитным.
Останавливаются производства, идут массовые сокращения, людям урезают зарплаты, а цены на продукты выросли в 1,5-2 раза. В принципе это происходит по всей России, так что особой вины городской администрации тут нет. Но и понятных действий по выходу из кризиса, кроме 10-процентного уменьшения зарплаты, тоже не видно.
В официальной статистике все выглядит не так страшно, по некоторым показателям есть даже рост. Но как верить этим цифрам, если они говорят о росте доходов в 2014 году на 2,9%? Номинальные доходы выросли, но все помнят дикий скачок цен на все в конце 2014 года, который все эти 3 процента покрыл.
Характерная деталь стиля Полтавченко-управленца — ситуация с метро. Городу страшно не хватает новых станций, в городе есть огромные районы, которым до метро добираться до 5 километров, причем один из этих районов находится на другом берегу от Смольного. Но метро там обещают построить после 2022 года, то есть никогда. При этом строят новую станцию метро там, где люди вообще не живут — возле нового стадиона. Более того, там даже земли нет, в которой можно прорыть тоннель для метро. И эту землю там насыплют, и в ней пророют метро. При этом станция метро «Крестовский остров» там уже есть, и от нее до стадиона можно дойти за 10 минут по прекрасному благоустроенному парку. И на пустынном острове, где стоят только редкие элитные дома, будет две станции, а срочно нужную Калининско-Красносельскую линию введут не в 2016 году, как обещал сам губернатор, а в 2022-м, то есть при следующем губернаторе.
Ситуация с дорогами в городе по-прежнему непростая. В прошлом году активисты «Красивого Петербурга» раскопали, что при укладке новых дорог второй слой асфальта, обеспечивающий прочность и долговечность дорог, был просто не уложен. Хотя по контрактам он там должен был быть. Были составлены подробные карты, как и где асфальт украли, подкрепленные видеоматериалами, но город дороги принял, а вот претензии активистов нет.
Объявленная губернатором борьба с коррупцией тоже видимых результатов не принесла. Самое громкое «трубное дело» так и окончилось ничем, а дела помельче уже рассосались сами собой.
В общественно-политической сфере у Полтавченко тоже все складывается не слишком благопрриятно. Неосторожно оброненное «жлобство» в адрес ряда петербуржцев до сих пор не забыто, поэтому интервью теперь губернатор дает очень осторожно, и в метро, как в первые дни после вступления на пост, уже не ездит.
Выборы, на которых Полтавченко стал избранным губернатором, вызвали ряд вопросов на разных уровнях, хотя еще больше вопросов и недовольства вызвали прошедшие в один день с ними муниципальные выборы
При этом Георгию Сергеевичу удивительно везет. Оппозиция в городе разрознена и слаба, и ему просто некому противостоять и указывать на ошибки. Экономическая ситуация все равно относительно стабильна, у города мощнейшая «подушка безопасности», заложенная энергичной Матвиенко и экономным Яковлевым. А уж три подряд аномально теплые зимы, которые позволяют экономить на болезненной для горожан борьбе со снегом и «сосулями», вообще считаются «намоленными» губернатором.