Бывшая вице-губернатор Оренбургской области Вера Баширова не смогла оспорить взыскание с нее стоимости незаконно полученной трехкомнатной квартиры. В марте Ленинский районный суд удовлетворил иск прокурора области о взыскании с экс-чиновницы стоимости данного жилья в размере более 6 млн руб. Ранее Веру Баширову обвинили в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По данным следствия, экс-чиновница, не являясь нуждающейся в жилье, незаконно приобрела право на принадлежащее области госимущество — квартиру в Оренбурге. Кроме того, Вера Баширова имела в собственности объекты недвижимости. Однако уголовное дело было прекращено из-за «отсутствия умысла на обман, злоупотребление доверием…».
Бывшая вице-губернатор Оренбургской области, заместитель председателя правительства региона по внутренней политике Вера Баширова не смогла оспорить взыскание с нее стоимости незаконно полученной квартиры. Областной суд оставил в силе решение первой инстанции. Об этом сообщает прокуратура региона.
«Решение суда вступило в законную силу»,— говорится в сообщении. В марте суд Ленинского района Оренбурга удовлетворил иск прокурора области о взыскании с Веры Башировой стоимости незаконно полученной квартиры. Она составила более 6 млн руб.
• Вера Баширова работала на посту вице-губернатора Оренбуржья с июня 2015-го по апрель 2019 года. На эту должность ее назначил предыдущий губернатор Юрий Берг — он покинул пост главы региона за месяц до увольнения госпожи Башировой. Ранее Вера Баширова занимала пост первого заместителя руководителя аппарата губернатора и регионального правительства. До этого она работала заместителем министра по развитию потребительского рынка и государственным закупкам минэкономразвития, промышленной политики и торговли Оренбуржья.
Ранее Веру Баширову обвинили в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По данным следствия, экс-чиновница, не являясь нуждающейся в жилье, незаконно приобрела право на принадлежащее Оренбургской области госимущество — трехкомнатную квартиру в Оренбурге. Однако в сентябре 2021 года уголовное дело было прекращено из-за «отсутствия умысла госпожи Башировой на обман, злоупотребление доверием, неправомерное обращение в собственность жилого помещения в момент его получения по договору социального найма».
Согласно материалам суда, прокурор в иске указал, что между Верой Башировой и ГУП был заключен договор соцнайма, по условиям которого, экс-чиновнице и членам ее семьи предоставлена в бессрочное владение и пользование квартира из жилищного фонда региона. В прокуратуре также отмечали, что о необоснованном выбытии квартиры из фонда стало известно с момента возбуждения уголовного дела: «Поскольку БашироваВ.И. приобрела жилое помещение без законных оснований, на ее стороне возникло неосновательное обогащение, возвращение которого в натуре невозможно ввиду наличия вступившего в законную силу решения суда о признании права собственности на квартиру».
Прокурор просил суд установить факт отсутствия нуждаемости в предоставлении жилья и взыскать в пользу региона неосновательное обогащение в виде стоимости квартиры: «Необоснованное выбытие квартиры из жилищного фонда нарушает права неопределенного круга лиц, подрывает авторитет органов государственной власти РФ, администрации Оренбурга, влечет необоснованное отчуждение дорогостоящего объекта недвижимости из муниципального жилого фонда…».
Вера Баширова считала иск необоснованным, поскольку порядок предоставления жилья должны были соблюдать органы и должностные лица, принимающие такое решение — «право собственности на квартиру возникло на основании решения Ленинского районного суда». Также бывшая чиновница ссылалась на решение о прекращении уголовного дела в отношении нее. По ее мнению, основания для взыскания неосновательного обогащения в виде стоимости квартиры отсутствуют, поскольку квартира может быть возвращена в натуре. Кроме того, сторона ответчика не была согласна с заключением судебного эксперта об определении рыночной стоимости квартиры.
В итоге суд установил, что Вера Баширова не относилась к гражданам, нуждающимся в жилье, и на момент заключения договора соцнайма имела в собственности квартиру. Госпожа Баширова объяснила, что обращалась с заявлением о предоставлении жилья в связи с работой в Оренбургской области.
Суд не стал учитывать аргумент ответчика о прекращении уголовного дела: «…Отсутствие умысла на незаконное приобретение спорного имущества не является освобождением лица от гражданско-правовой ответственности».
Ранее эксперты в беседе с «Ъ» отмечали, что обычно такие попытки получения жилого помещения должны выявляться на стадии рассмотрения вопроса на жилищной комиссии областной администрации: «Туда претендентом в обязательном порядке предоставляются все справки о наличии жилья в собственности».