Оправданный в организации убийства Викторова вновь задержан

Источник
Оправданный два дня назад коллегией присяжных Ленинградского областного суда Виталий Ковалев, которого обвиняли в организации убийства ректора Университета сервиса и экономики Александра Викторова, вновь задержан.
Его адвокат назвала происшедшее похищением и высказала предположение о заговоре с целью создания для Верховного суда повода, который в будущем позволит отменить оправдательный приговор.

Остался незаметным

21 мая корреспондент «Фонтанки» лично присутствовал при оглашении старостой коллегии присяжных оправдательного вердикта петербуржцу Виталию Ковалеву. (Следственный комитет обвинял его в организации убийства ректора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александра Викторова и в организации приготовления к убийству бизнесмена Дмитрия Зарубина). В тот день Ковалев вышел из зала суда № 223 с высоко поднятой головой, а сопровождавшие его родственники аплодировали.

Журналисты хотели взять у него интервью, но это никому не удалось – он быстро исчез. Коллегам пришлось довольствоваться записями комментариев адвокатов Ковалева и других участников процесса. Исчезновение героя дня никого не удивило – он с самого начала делал все, чтобы для прессы оставаться незаметным. Так, во время конвоирования по коридорам суда, где разрешена фото- и видеосъемка, он передвигался в низко надвинутом капюшоне и с высоко поднятым воротником.

Между тем 21 мая, через несколько минут после оглашения оправдательного вердикта присяжных и громогласного заявления председательствовавшего на процессе судьи Виктора Овода – «Ковалев, вы свободны!», происходили весьма занимательные события. «Фонтанке» рассказал о них человек, который просил не называть себя.

Забрал вещи

По дороге из зала судебного заседания к выходу на набережную Фонтанки к Ковалеву подошел человек в форме и любезно попросил заскочить в конвойное помещение, чтобы забрать свои вещи. Ни о чем не подозревая, уже несколько минут как оправданный Ковалев зашел в конвойное помещение, где люди в штатском тут же защелкнули на его запястьях наручники. После этого ему действительно предложили забрать вещи, с которыми через отдельный подъезд он был препровожден в автомобиль. Люди в штатском были, предположительно, сотрудниками московского уголовного розыска.

Нам рассказали, что в тот же день Виталий Ковалев оказался в Москве, где предстал перед Тверским районным судом, но суд якобы отказался рассматривать ходатайство следователя об избрании Ковалеву меры пресечения. Представляющая его интересы адвокат Лариса Фон-Арев заявила «Фонтанке»:

– Происшедшее я как адвокат могу расценивать как незаконное лишение свободы и вообще похищение! И то, что до настоящего времени Тверской суд не избрал Ковалеву никакой меры пресечения, вам должно о чем-то говорить…
От дальнейших комментариев по данному вопросу адвокат Лариса Фон-Арев категорически отказалась, сославшись на необходимость ознакомиться хоть с какими-то документами, что позволило бы ей понять, что именно произошло с ее подзащитным. Пока Фон-Арев, как следует с ее слов, даже не понимает, в рамках какого уголовного дела произошло задержание, которое она называет похищением.

Впрочем, происшедшее не помешало в пятницу, 23 мая, состояться судебному заседанию в Ленинградском областном суде, которое должно было стать завершающим в процессе, в рамках которого Ковалев был оправдан.

Приговор пришлось отложить

Это заседание должно было стать последним и носило бы абсолютно формальный характер. После вынесения присяжными оправдательного вердикта коллегия была распущена, а участники процесса собрались исключительно для того, чтобы были проведены повторные прения, после которых судья должен был огласить приговор. При оправдательном вердикте присяжных приговор может быть только оправдательным – что бы ни сказал проигравший процесс прокурор в прениях.

Но есть нюанс: и прения, и оглашение оправдательного приговора – как, впрочем, любой другой этап судебного заседания, – возможны только в присутствии подсудимого. И в пятницу уже оправданный Виталий Ковалев все равно должен был присутствовать на процессе – ведь формально статус подсудимого он теряет после того, как судья оглашает оправдательный приговор. Но Ковалева, по описанным выше причинам, на этом заседании не было.

Возмущенная происшедшим адвокат Лариса Фон-Арев высказала предположение, что неизвестному ей высокопоставленному лицу, давшему команду провести «похищение» ее клиента, такая мысль пришла в голову как возможность создания для Верховного суда повода, который в будущем позволит отменить оправдательный приговор. Известно ведь, что вердикт присяжных, каким бы он ни был, отменен быть не может, но основанный на нем приговор – запросто. Для этого Верховному суду необходимы лишь доказательства нарушения во время процесса процессуальных норм.

Сегодня одна такая норма нарушена – Ковалев не явился на судебное заседание. Впрочем, судья Виктор Овод без подсудимого и не оглашал приговор – он перенес заседание на другой срок.

А теперь бандитизм…

Пока неизвестно наверняка, в рамках какого именно уголовного дела сотрудники правоохранительных органов Москвы задержали Ковалева. Однако мы ранее писали, что Виталию Ковалеву предъявлено еще одно обвинение – в организации серии разбойных нападений на территории Ленинградской и Новгородской областей. Это дело как раз находится в производстве Следственного департамента МВД РФ.

В рамках соответствующего уголовного дела Ковалеву предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 209 УК РФ (создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой) и пунктами «а» и «б» части 4 статьи 162 УК РФ (разбой, совершенный организованной группой в особо крупном размере) по двум эпизодам.

В управлении по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Следственного департамента МВД России полагают, что 6 установленных и несколько неустановленных лиц под руководством Ковалева в период с 2008-го по конец февраля 2012 года совершали разбойные нападения на грузовые автомобили с ценными грузами.