Работающий в Крыму РНКБ перестал публиковать финансовую отчетность по российским и международным стандартам. А в ежеквартальном отчете эмитента говорится, что банк не публикует сведения о счетах, аудиторе, оценщиках, консультантах, совете директоров «в соответствии с актом правительства».
Те же сведения не раскрывает и «дочка» РНКБ – КрайИнвестбанк.
РНКБ находится под санкциями и принадлежит Росимуществу, капитал банка на 30 июня достиг 43 млрд руб., следует из отчета на сайте ЦБ, который банк продолжает публиковать. Такой капитал (с ним РНКБ 23-й в рэнкинге «Интерфакс ЦЭА», а по активам – 46-й) нужен банку для финансирования «инфраструктурных проектов федерального значения в Крыму» и развития реального сектора экономики.
РНКБ и его «дочки» не вправе раскрывать информацию, сказал представитель банка, ссылаясь на три январских постановления правительства. В одном из них говорится, что в интернете не публикуются сведения из ЕГРЮЛа (в том числе финансовая отчетность) о компаниях под санкциями. Это постановление принято в соответствии с законом о госрегистрации юрлиц.
Закон о госрегистрации юрлиц един для всех, но при наличии специального закона применяется последний, указывает партнер «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. Закон о банках и банковской деятельности требует раскрывать годовую и промежуточную финансовую отчетность, а также – для головных организаций банковских групп – консолидированную. Кроме того, аудиторское заключение, информацию о членах совета директоров и правления и т. д. В конце 2017 г. вышла поправка, разрешающая не раскрывать эти сведения, но только в случаях, определенных правительством.
Проект постановления, разрешающий банкам под санкциями не раскрывать требуемые законом о банках сведения, еще не принят. Представитель РНКБ на дополнительные вопросы не ответил.
Поскольку одно из постановлений распространяется на все юрлица, то, возможно, РНКБ трактовал его слишком широко, рассуждает партнер TA Legal Consulting Иван Тертычный. Бывает, что если есть понимание, что тот или иной нормативный акт будет принят в скором времени, то в некоторых случаях его начинают применять еще до принятия, говорит он.
Большинство нормативных актов, которые позволяют банкам не раскрывать сведения о своей деятельности, уже приняты, указывает замминистра финансов Алексей Моисеев, но названия не уточняет. «При этом банки, принимая решение, публиковать информацию или нет, должны применять мотивированное суждение. Обязательства не раскрывать сведения у них нет», – подчеркивает он.
Контрагенты санкционных банков рискуют, что ограничения будут приняты и в отношении их, объясняет Тертычный. Многое становится известно как раз из отчетности – в этом он видит возможную причину, по которой санкционные банки решили не публиковать ее. При этом их деятельность становится менее прозрачной и здесь контрагентам придется полагаться только на ЦБ, которому по-прежнему должная быть доступна вся информация, заключил Тертычный.
Другие банки, находящиеся под самыми жесткими ограничениями, продолжают публиковать отчетность: это делают банк «Россия» Юрия Ковальчука и партнеров и входящие в его группу СоБинбанк и Генбанк, а также «СМП Банк» братьев Ротенбергов и его дочерний Мособлбанк. Представитель «России» на запрос не ответил и на звонки не отвечал. «Группа «СМП Банка» придерживается принципов информационной открытости и прозрачности. Мы планируем и в дальнейшем раскрывать отчетность банков по международным и российским стандартам, а также информацию о составе совета директоров и правления банков», – заявил представитель «СМП Банка».
Перестал публиковать финансовую отчетность и Промсвязьбанк
, когда стал опорным для ОПК.