Он обещает миллионы долларов за арест первого президента страны Нурсултана Назарбаева и его окружения, по $100 000 участникам митингов и по $50 000 полицейским, которые перейдут на сторону протестующих. Как выпускник Московского инженерно-физического института стал олигархом, а потом беглым преступником и оппозиционером — в материале Forbes.
Летом 2020 года в соцсетях появились сообщения, призывающие сторонников Мухтара Аблязова выйти на прямой контакт с ним и его штабом в Киеве. В сообщениях говорилось, что планируется «сформировать в каждом городе по 100-200 групп активистов из пяти человек». Отмечалось также, что для смены режима Назарбаева, который тогда уже не был президентом Казахстана, на улицы крупных городов необходимо вывести 3-5% протестующих. «Например, в Алматы это 100 000 человек, в Астане — 50 000. Как известно, в Алматы или в Астане общее количество полицейских сил не более 3000 человек. Как только на площади страны выйдет такое количество протестующих, полиция или переходит на сторону народа, как это недавно было в Армении, или разбегается в разные стороны, переодевшись в гражданскую одежду», — говорилось в сообщении.
2 января 2022 года в Казахстане начались массовые протесты, на которых сначала требовали стабилизации цен на сжиженный газ, затем — отставки правительства, президента и снятия неприкосновенности с первого президента страны Нурсултана Назарбаева. В ночь с 4-го на 5 января на улицах и площадях Алма-Аты протестующие начали поджигать полицейские автомобили, грабить магазины, офисы и банкоматы при полном бездействии правоохранительных органов.
5 января в стране было объявлено чрезвычайное положение, президент страны Касым-Жомарт Токаев запросил помощи у стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На следующий день Россия, Белоруссия, Киргизия, Армения и Таджикистан начали переброску в Казахстан миротворческих сил. «С момента введения путинских войск на территорию Казахстана страна попадает под внешнее управление. Прикрываясь якобы борьбой с мародерами и террористами, действующая власть предала суверенитет страны и добровольно передала контроль Путину», — отреагировал на это Аблязов на своей странице в Facebook.
Протеже Назарбаева
После окончания Московского инженерно-физического института (МИФИ) в 1986 году Мухтар Аблязов несколько лет работал по специальности («физик-теоретик») в МИФИ и Казахском государственном университете, а в 1992 году основал торговую компанию «Астана-Холдинг». Через пять лет Нурсултан Назарбаев, который к тому времени уже был президентом республики, пригласил предпринимателя возглавить «Казахстанскую компанию по управлению электрическими сетями» и провести реформу местной энергетики. В беседе с корреспондентом Forbes в 2006 году Аблязов с гордостью заявлял, что сделал это гораздо раньше Анатолия Чубайса в России. Это было его первое интервью российской прессе, в котором он рассказал о своих проектах в России: «Мы строим складской комплекс в Домодедово на $1 млрд; гостиница, деловой и торгово-развлекательный центр с океанариумом на Поклонной горе — еще $600 млн, с партнером возводим 75-этажный небоскреб в Москва-Сити — это около $400 млн; торговый центр под Павелецкой площадью. За $100 млн купили угольную компанию в Красноярском крае… Когда завершим проекты, они будут стоить минимум $4 млрд». Около $1 млрд банкир планировал вложить в строительство в районе Домодедово целого города с населением 150 000 человек. Его БТА Банк на тот момент оценивался в $3 млрд.
Банк предприниматель вместе с «консорциумом казахстанских инвесторов» приобрел в 1998 году на приватизационном аукционе за $72 млн, в этом же году его назначили министром энергетики, промышленности и торговли республики. После отставки осенью 2001 года Аблязов возглавил оппозиционное движение «Демократический выбор Казахстана», в 2002 году его арестовали и приговорили к шести годам лишения свободы, признав виновным в злоупотреблении служебным положением и хищении бюджетных средств. Через год он был помилован Назарбаевым и выпущен на свободу.
«Разве вот Аблязов не является предателем? Я его молодого назначил министром энергетики, и он начинал работать. И он там проворовался. А я при чем? Я-то поднимал его. Проворовался — посадили в тюрьму. Писал письма за письмами. Его друзья и родственники писали: «Простите его, отпустите», — рассказывал в документальном фильме «Штрихи к портрету» Нурсултан Назарбаев. — Он сидел бы в тюрьме, а может, еще добавили бы [срок]. После этого просился, я его вернул в банк, и что он сделал? $7,5 млрд перечислил, украл и теперь на эти деньги 15 лет живет на Западе».
После освобождения Аблязов занялся развитием БТА Банка, активно финансирующего его проекты в России. Финансовый кризис 2008 году обрушил банковскую систему Казахстана, ранее считавшуюся самой передовой в СНГ. В феврале 2009 года на тот момент глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко заявил на заседании правительства, что уже несколько месяцев функционирование БТА Банка обеспечивалось только недельными кредитами Нацбанка, после этого правительство решило национализировать банк, Аблязов назвал это решение произволом и рейдерством.
С августа 2009 года национализированный БТА Банк начал подавать гражданские иски против Аблязова в Высокий суд Лондона, и обе стороны должны были раскрыть суду всю информацию по делу. Летом 2011 года предприниматель получил политическое убежище в Великобритании, а вот судебные споры не были столь успешны. В начале 2012 года суд, которому Аблязов отказался предоставить перечень своих активов, признал его виновным в неуважении к суду и приговорил к тюремному заключению на 22 месяца. Аблязов не стал дожидаться ареста и покинул страну по паспорту ЦАР.
В ноябре Высокий суд Лондона вынес решение о взыскании с него $2,1 млрд в виде компенсации нанесенных БТА Банку убытков. За месяц до этого в России четыре высокопоставленных сотрудника компании «Евразия Логистик» получили от восьми до девяти лет лишения свободы и крупные штрафы за хищение у БТА Банка $730 млн. По версии следствия, руководил этой «преступной группой» Мухтар Аблязов.
Французский связной
В июле 2013 года спецназ французской жандармерии арестовал Аблязова на вилле в пригороде Канн. Французские власти, санкционировавшие его арест, должны были экстрадировать его на Украину или в Россию, но апелляции приостановили этот процесс. 9 декабря 2016 года Госсовет Франции отменил решение о его экстрадиции, посчитав, что бизнесмена преследуют по политическим мотивам, на следующий день Мухтар Аблязов вышел из французской тюрьмы, в которой провел три с половиной года.
На суды и поиски Аблязова и его активов администрация национализированного БТА Банка тратила по $160 млн в год. В 2013 году правительство Казахстана решило продать пакеты банков, которые приобрело после кризиса 2008 года. 45,5% БТА Банка летом 2014 года приобрел Кенес Ракишев, зять бывшего премьер-министра Казахстана и давнего соратника Нурсултана Назарбаева Имангали Тасмагамбетова. Позже он выкупил у российского Агентства по страхованию вкладов (АСВ) все бывшие активы Мухтара Аблязова в России, доставшиеся агентству за долги. Ракишев сдал банковскую лицензию БТА Банка, и с тех пор организация занимается исключительно поиском и возвратом «наследства» Аблязова. В 2015 году у новых собственников банка на руках были судебные решения о взыскании с компаний Аблязова в пользу БТА Банка $4,5 млрд, началась распродажа имущества банкира в Великобритании. К 2018 году Ракишеву с партнерами удалось вернуть собственности лишь на $1 млрд.
После освобождения поселившийся в Париже Аблязов возродил движение «Демократический выбор Казахстана», объявил о намерении сменить в стране политический режим, ликвидировать институт президентства и стать премьер-министром Казахстана.
Во время протестов в Казахстане в начале января 2022 года Мухтар Аблязов в интервью Reuters заявил, что готов отправиться в Казахстан, чтобы возглавить временное правительство.
По словам источника в руководстве БТА Банка, сейчас с Аблязова взыскано активов на $2 млрд. «Всего требований было на $6 млрд, — уточняет он. — Борьба продолжается, идет разбирательство с Аблязовым и во Франции, в рамках которого он находится под подпиской о невыезде, поэтому выехать в Казахстан, как обещает, он никак не сможет». Получить комментарии у Аблязова Forbes не удалось.
По мнению Темура Умарова, научного консультанта Московского центра Карнеги, исследователя внутренней и внешней политики государств Центральной Азии, отношений Китая с Россией и со странами бывшего СССР, беглый банкир своими заявлениями пытается заработать дополнительные бонусы. «Мухтар Аблязов не первый раз себя позиционирует самым главным оппозиционером Казахстана. Каждый раз, когда происходят такие события, он называет себя главным организатором, — говорит Умаров. — Так было, например, во время антикитайских протестов в Казахстане осенью 2019 года, тогда он тоже заявлял, что является организатором этих акций. Так как у неровных и очень хаотичных протестов в этом году нет явных лидеров, ему ничего не стоило заявить, что именно он за ними стоит. В реальности он не имеет никакого отношения к тому, что происходит сейчас в стране. Он не пользуется популярностью в обществе и неузнаваем в Казахстане в целом. У него нет достаточных ресурсов и инструментов, чтобы выводить массы на улицы».