Русский олигарх Дмитрий Рыболовлев купил весь политический мир Монако, а затем спешно покинул княжество. Министру юстиции Монако Филиппу Нармино повезло меньше: он арестован по обвинению в том, что фактически выполнял заказ миллиардера. Скандал неминуемо затронет князя Альбера - большого друга российских тигров и олигархов.
Дмитрий Рыболовлев - экс-врач, экс-владелец калийного гиганта «Уракалий» и настоящий миллиардер оказался персоной нон-грата при дворе князя Альбера (буквально) и во всем государстве Монако (де-факто). По данным французской спортивной газеты leJDD, он спешно покинул княжество и уехал на «каникулы» в Лос-Анджелес.
Дмитрию Рыболовлеву не помогла даже победа футбольного клуба «Монако» в сезоне-2016/17 года в чемпионате Франции - первая за 17 лет. «Рыбо» (под таким прозвищем известен в околофутбольном европейском бизнесе Дмитрий Рыболовлев) владеет клубом с 2011 года, и вложил в него более 300 млн, что и сделало победу в чемпионате реальной. В итоге этап инвестиций в монакский футбол оказался для отечественного олигарха бессмысленным - принц Альбер - глава государства, охотник, а также лучший друг тигров, вынужден был дистанцироваться от экс-короля калия. По данным leJDD, «Рыбо» недвусмысленно дали понять, что не хотят больше видеть его во дворце. Для этого есть все основания.
Хроники «монакогейта»
История началась с того, что известный арт-дилер Ив Бувье продал Дмитрию Рыболовлеву 40 картин Пикассо и Модильяни. Стоимость покупки потянула на 2 млрд долларов США, что, конечно, вызывает массу вопросов о цели всей операции. Приобретение подобного рода активов (кстати, как и финансирование футбольных клубов) обычно сопряжено с решением весьма специфических задач. Поэтому нет ничего удивительного в том, что часть долларов оказались в карманах у Бувье. Дмитрий Рыболовлев с таким странным решением не согласился, и подал в начале 2015 года судебный иск против Бувье в Монако. Но этого миллиардеру показалось недостаточно, и уже вскоре гражданский иск превратился в настоящее уголовное дело. Ив Бувье был арестован, и ему удалось выйти из тюрьмы лишь после внесения в качестве залога 10 млн евро. О том, как и почему удалось арестовать Бувье, рассказала недавно французская Le Monde.
По информации газеты, причиной для ареста стали откровенные признания Тани Раппо - переводчицы Рыболовлева, которая обеспечивала связь олигарха и арт-дилера. Раппо откровенно рассказала Рыболовлеву о том, как были устроены схемы Бувье, во время застольной беседы, в то время как его адвокатесса Татьяна Бершеда незаметно записывала этот рассказ на телефон. Карточка с записью была представлена в суд в качестве улики, что и стало основанием для обвинения и последующего ареста Ив Бувье.
Однако затем ситуация вышла из-под контроля. Судья внезапно решил ознакомиться с содержимым всего телефона и отдал приказ расшифровать сделанные на нем записи разговоров и смс-переписок. Это решение оказалось фатальным для политической элиты Монако. Выяснилось, что Дмитрий Рыболовлев… был на короткой ноге со всеми силовиками Монако. В частности, на постоянной связи с «Рыбой» было руководство уголовной полиции Монако, которые оказали поддержку, необходимую для ареста Бувье. В статье Le Monde также упоминаются контакты с Режисом Ассо, шефом спецслужбы Монако. В знак особой признательности за помощь в аресте арт-дилера в марте 2015 года Дмитрий Рыболовлев подарил ему «превосходный самовар». Но главным оказались связи российского олигарха с министром юстиции Монако Филиппом Нармино, который обеспечивал политическое прикрытие всего дела.
Сразу после разоблачающей статьи Нармино поспешил на пенсию, но это его не спасло: экс-чиновник оказался под арестом. За ним должен был проследовать и сам Дмитрий Рыболовлев, но российский предприниматель, прошедший огонь, воду, и реалии пермского бизнеса 1990-х, сумел оперативно покинуть границы княжества.
Тучи сгущаются
Нет никаких особых сомнений в том, что тьма над Дмитрием Рыболовлевым сгущается. Слишком много информационных следов стал оставлять российский олигарх: странные сделки с недвижимостью Дональда Трампа, банком Кипра, судебные тяжбы с женой - все это формирует особую зону риска. А в последнее время полетели тревожные весточки из родной Перми, где структуры Дмитрия Рыболовлева сумели монополизировать добычу алмазов. В российских публикациях, появившихся аккурат перед французскими, рассказывается о том, что олигарх не торопится начинать добычу алмазов на двух пермских месторождениях, лицензии на которые принадлежат корпорации «Пермгеологодобыча», и делается прогноз о том, что никакие алмазы Рыболовлев, похоже, добывать не собирается.
Удивительная прозорливость авторов последней статьи не может не поражать.
Не забыта и помощь, которую «Рыбо» сумел оказать еще одному гостю Монако - убежавшему банкиру Георгию Беджамову, которого местная полиция арестовала, покормила в местной тюрьме с видом на Средиземное море и… отпустила с миром. Теперь у правоохранительных органов могут возникнуть вопросы о том, не использовал ли Дмитрий Рыболовлев все те же контакты в силовых структурах Монако для спасения влиятельного банкира. У других людей могут возникнуть вопросы о судьбе информации о влиятельных вкладчиках Внешпромбанка, которую Беджамов якобы передал Рыболовлеву в обмен на свое спасение.
Рано или поздно следствие должно выйти на главного человека в здешних местах - князя Альбера. Именно ему непосредственно подчинялся министр юстиции Нармино. Альбера связывают с Дмитрием Рыболовлевым и акционерные узы. Князю принадлежит примерно треть акционерного капитала футбольного клуба «Монако», остальные две трети контролирует «Рыбо», который и финансирует гордость княжества. Вряд ли это приведет к смене власти, но кризис верхов Монако обеспечен. Таким образом, торопиться с возвращением на новую Родину Дмитрию Рыболовлеву смысла пока нет.