«Обозначила на листке цифру 60»
Высшая квалификационная коллегия судей досрочно прекратила полномочия зампредседателя арбитражного суда Москвы Ольги Александровой, вернувшей «Башнефть» государству.
Александровой инкриминировали попытку повлиять на судью при рассмотрении дела по иску ООО «Мытищенский пластик» с банком «Траст» о размере процентов по кредиту в 35 млн долларов. Такие действия противоречат положениям закона о статусе судей, направлены на грубое нарушение прав одной из сторон и влекут умаление авторитета судебной власти, следует из заключения комиссии ВККС, проводившей проверку по этому делу.
По данным комиссии, поводом для начавшегося в прошлом году разбирательства стало обращение судьи того же суда Лидии Агеевой в столичное управление ФСБ с жалобой на давление со стороны зампредседателя суда. По ее словам, Александрова добивалась от нее положительного решения по иску, сумму вознаграждения при этом она обозначила на листке бумаги цифрой «60» (в ВККС предложили, что речь идет о тысячах долларов или евро). Разговор с Александровой Агеева записала на пленку, которую передала председателю суда Николаю Новикову, а также предупредила судью Огородникову, в производстве которой находилось дело. В аудизаписи, расшифровку которой огласили на заседании ВККС, Александрова объясняет Агеевой, что «мытищенский пластик, у них там 50% чего-то государственного, это не шараш-монтаж, это какая-то контора наша, государственная».
«Сфабрикованное дело»
Сама Александрова на заседании квалификационной коллегии заявила, что обвинение против нее является ложным и сфабрикованным председателем арбитражного суда Новиковым за отказ выполнять его нелицеприятные поручения, а судья Агеева помогла ему в этом, так как стремится занять должность зампредседателя суда. «Мой разговор с Агеевой имеет совсем другой смысл, и никакого давления не могло быть в принципе, так как Агеева не являлась судьей, принимающей решение по данному делу». Свой интерес к делу она объяснила поручением председателя передать информацию по делам с участием банка «Траст» — эти дела рассматривали разные составы, и по ним существовала разная практика.
Сам по себе нынешний прецедент опасен для всей судебной системы: коллеги будут записывать разговоры друг с другом, а потом эти записи будут вольно трактовать без суда и следствия, предупредила Александрова. По ее словам, сейчас по ее делу проходит следственная проверка, и его следует оставить на усмотрение правоохранителей.
Члены коллегии тем не менее поинтересовались, как Александрова объяснит следующую фразу из разговора с коллегой: «Ну давай так: ты с ней поговори, я не буду пока людям отказывать, может, мы не можем. Скажу, у нас там есть сложности. Что ты ей скажешь — это на твое усмотрение. Вы там сами, к этому отношения не имею. Но, в любом случае, если все получится, то прекрасно, потому что в апелляции они решат этот вопрос на 1000%». Речь шла о практике, сложившейся у вышестоящих судов, объяснила Александрова.
Вернувшая «Башнефть» государству
«23 года я работаю в судебной системе, прошла все ступени, от специалиста до заместителя суда, — говорила Александрова со слезами в голосе. — Добросовестно и честно служила государству и судебной системе. Рассматривала различные значимые и стратегически важные для Российской Федерации дела — такие, как дело с НК „Башнефть“ и другие. Никогда за годы моей работы в суде никаких нареканий и взысканий не имела… Вынося обвинение в мой адрес, фактически мои трое детей, которые не имеют других источников к существованию, будут лишены единственного кормильца».
Действительно, в 2014 г. именно Александрова вынесла решение по громкому «делу «Башнефти», полностью удовлетворив иск Генеральной прокуратуры об истребовании из «незаконного владения» АФК «Система» и ее «дочки» ЗАО «Система-инвест» акций «Башнефти» — на том основании, что их приватизация была проведена с нарушением закона.
Государство получило контроль над «Башнефтью» после того, как в 2014 году был арестован Владимир Евтушенков, владелец АФК «Система», которой принадлежала нефтяная компания. После того, как акции перешли в собственность государства по решению арбитражного суда, Евтушенкова освободили.
В правительстве сперва говорили, что собираются продать пакет «Башнефти» на торгах, чтобы пополнить дефицитный бюджет. Но в итоге пакет достался «Роснефти», которую к тому времени возглавлял Игорь Сечин.
Человек из команды Свириденко
Александрова — давняя знакомая и бывшая подчиненная экс-главы судебной коллегии Верховного суда по экономическим делам Олега Свириденко. Она на протяжении двух лет возглавляла секретариат председателя арбитражного суда Москвы — в то время, когда этот пост занимал Свириденко. А в 2007 году сама была назначена судьей арбитражного суда Москвы.
В 2016 году, вскоре после того, как Свириденко возглавил коллегию ВС по экономическим судам, Александрова поднялась на еще одну ступеньку по карьерной лестнице — она стала зампредседателя арбитражного суда Москвы.
Нынешний год оказался неудачным и для Александровой, и для Свириденко. В январе тот получил рекомендацию ВККС к переназначению на свой нынешний пост, — однако произошло это вопреки Верховному суду, который его кандидатуру не поддержал. В итоге в администрации президента кандидатуру Свириденко не согласовали: недавно ВККС объявила новый конкурс на эту должность.