По оценке Forbes, состояние Олега Тинькова сегодня составляет $860 млн. Существенная часть этой суммы — средства, вырученные бывшим миллиардером от продажи 35,1% акций TCS Group, холдинговой компании Тинькофф Банка. В мае эти акции приобрел «Интеррос» Владимира Потанина, сумма сделки не раскрывалась. Forbes направил запрос в «Интеррос».
Forbes проанализировал информацию, предоставленную Тиньковым в недавних интервью Юрию Дудю и Елизавете Осетинской (оба внесены Минюстом в реестр СМИ-иноагентов), учел комментарии Потанина о том, что он заплатил за долю «сотни миллионов долларов», и сделал вывод, что максимально Тиньков мог выручить от сделки $260 млн. С учетом остальных активов (средства от продажи акций банка в 2020 году, накопленные дивиденды, яхта, самолет, проект La Datcha) в сумме получилось $860 млн.
Если бы сделка с Потаниным не состоялась, и Тинькову с семьей по-прежнему принадлежало бы 35,1% Банка «Тинькофф», его текущее состояние можно было бы оценить в $3,5 млрд. Из них $2,85 млрд приходилось бы на пакет акций TCS Group, котировки которых на СПБ Бирже в последнее время держатся на уровне $40. Расчет проводился по цене закрытия на 3 ноября 2022 года — $40,74.
Сам Тиньков в интервью «Русским норм!» Осетинской оценил свое текущее состояние в 10% от исторического максимума, но точную сумму не назвал. Исторический максимум, по данным Forbes исходя из котировок TCS Group, был 8 ноября 2021 года — тогда состояние Тинькова оценивалось в $9,4 млрд. Именно эту цифру бизнесмен ранее называл в интервью Дудю как свой капитал на пике.
Тиньков говорил, что за два месяца до сделки с «Интерросом» некий американский хедж-фонд предлагал ему $750 млн за 5% головной компании банка, но он отказался. Дудю Тиньков рассказал, что начал искать покупателя на свою долю в марте, потому что «не мог молчать»: предприниматель выступил против «военной операции»* на Украине и отказался от российского гражданства.
«Когда возобновились торги на Московской бирже, компания стоила $8 млрд, что в три раза меньше, чем она стоила до — потому что она стоила $22 млрд. Но все-таки $8 млрд! То есть, моя доля, 35%, была выше $2 млрд еще. И я подумал: «Ну, я продам, конечно, с каким-то вероятным. За $1,5 млрд, может, продам свою долю», — и начал искать», — сказал Тиньков. В итоге, по его словам, он продал бизнес «по своей воле, но цену получил не ту, которую хотел бы».
В 2020 году Тиньков также вел переговоры о продаже банка с «Яндексом», но сделка не состоялась. Тиньков утверждал, что причиной стали разногласия по цене — «Яндекс» был готов заплатить $6 млрд, тогда как он просил $6,2 млрд.
«Да, дурак, надо было конечно «Яндексу» за $2 млрд [имеется в виду доля 35%. — Forbes] продать — иронизировал Тиньков в интервью Дудю. — Ну, в контексте — какая разница? На мое качество жизни это никак не влияет».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.