В июне 2024 года переехавший несколько лет назад из Франции в Италию скандальный российский бизнесмен стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве. Согласно материалам дела, Насобин и его жена, задумали провернуть аферу с установлением цены на найденный ими еще в 2003 году рисунок, который они все последние годы выдавали за автопортрет Бенвенуто Челлини.
Попытки легализовать рисунок тогдашний владелец производителя кремов линии Green Mama предпринимал неоднократно в 2000-х годах. Однако, если не считать несколько купленных статей в европейской прессе, "находка" сомнительных российских дельцов впечатления ни на кого не произвела.
Обиженный этим Насобин обвинил участников рынка шедевров мировой живописи и музеи Франции в масонском сговоре и заявил, что против него интригуют Ватикан, Мальтийский орден, тогдашний президент Франции Николя Саркози, масоны и французские спецслужбы.
В начале 2010-х годов принадлежащий ему и его жене Ирине концерн Green Mama разорился по причине некомпетентного руководства, а в сентябре 2011 года по неустановленной причине сгорело здание неработающей фабрики в Провансе (Франция). В поджоге фабрики Насобин обвинил президента Франции, масонов и Мальтийский орден, а страховая компания отказалась выплатить ему страховую сумму.
Еще до этого во Франции Насобин попытался провернуть хитрый финт с верификацией стоимости якобы автопортрета Бенвенуто Челлини. В 2005 году он и его жена обратились в министерство культуры Франции с требованием выдать экспортный сертификат для рисунка.
Как писал делец в своем блоге, по закону министерство должно было в течение 4 месяцев осмотреть картину и отказать в выдаче сертификата. После чего картина была бы передана комиссии по национальному достоянию. В случае ее положительного решения, Франция как государство должно было сделать владельцу рисунка предложение о его выкупе.
Тогда российский делец рассчитывал получить порядка 50 миллионов евро. Вполне возможно, что ему была важна не цена, а сам факт признания найденного на блошином рынке рисунка шедевром уровня национального достояния.
Однако, хитрый замысел российского криминального бизнесмена не удался: министерство культуры осмотрело картину, не нашло в ней ничего примечательного и... выдало экспортный сертификат. В 2014 году Насобин попытался повторить этот кульбит и снова запросил в министерстве культуры на этот же рисунок экспортный сертификат. Ведомство ему его выдало, но российский бизнесмен повторную неудачу счел следствием заговора злых сил против него.
После банкротства своего бизнеса во Франции Олег Насобин в 2017-2018 годах с семьей переехал в Италию. В 2019 году он создал в Италии (Верона) компанию Cellini Art Fund S.P.A., которая занялась продвижением картины как подлинного автопортрета Бенвенуто Челлини.
В 2018 году Олег Насобин стал участником скандала с Художественным фондом Тамойкина. Его глава, украинский профессор Михаил Тамойкин, подписал соглашение с Насобиным об оценке найденного им рисунка и дальнейшему подбору для него покупателя. Фонд Тамойкина оценил картину в 107 миллионов евро и якобы нашел для нее покупателя из Саудовской Аравии. Однако, Насобин разорвал договоренности и отказался сотрудничать с Фондом Тамойкина.
В начале 2020-х годов у Олега Насобина и его жены Ирины созрел новый, грандиозный план по обогащению на сомнительном рисунке. Они передали его на баланс компании Cellini Art Fund S.P.A., которая с 2021 года занялась производством дешевых сериалов и выпуском токенов для частичной оплаты расходов на их производство. При этом часть расходов по выпуску сериалов (до 40%) по налоговой льготе планировалось взять из нематериальной государственной субсидии (по механизму прощения налогов).
Компания Олега Насобина и его зятя, Леонардо Ровани (Leonardo Rovani), для привлечения средств инвесторов выпустила в 2023 году на блокчейне Binance Smart Chain (BSC) токены CAFTR (5000 штук) номиналом в 100 евро на общую сумму в 500 000 тысяч евро. Эти средства должны были поступить на финансирование сериала Tarocchi e Racconti. Этот сериал, по данным компании, на конец 2024 года до конца доделан так и не был (он завис в пост-продакшене).
Ровани и Насобин предлагали инвесторам перспективы роста цены на токен CAFTR, а затем сделали его конвертируемым. Находчивые мошенники обещали инвесторам их конвертацию в следующий "тематический" токен своей компании - CAFLW1, а также ее базовый инвестиционный токен CLLI компании Cellini Art Fund S.P.A. Стоимость последнего должна была быть обеспечена стоимостью акций самой компании (1 токен равнялся 1 акции).
Cellini Art Fund S.P.A. в начале 2024 года выпустила секьюрити токен (9270 штук) под названием CAFLW1 на блокчейне Binance Smart Chain (BSC) номиналом в 100 евро на общую сумму в 927 тысяч евро. Целью их выпуска было привлечения инвестиций, необходимых для производства сериала "Leоnardo Wanted".
В проспекте их выхода говорилось, что CAFLW1 "дают право инвестору на пропорциональную долю от 50% всей прибыли которую принесет коммерческая реализация первого сезона сериала «Leonardo Wanted», включая доходы, полученные в виде государственных или иных дотаций".
Держателям токенов CAFLW1 обещали ежегодно выплачивать дивиденды, рост их цены после выхода сериала и его конвертации в базовый инвестиционный токен CLLI компании Cellini Art Fund S.P.A.
Последний стал ключевым элементом аферы супружеской пары Насобиных и их итальянского зятя. Предполагалось, что его стоимость будет производной от стоимости акций компании, на балансе которой находится "уникальный шедевр" оценочной стоимостью в 107 или около того миллионов евро. А сами токены можно будет обменять на эти ценные бумаги.
Дело оставалось за малым: мошенникам нужно было получить хоть сколько-нибудь объективную и верифицированную оценку своего рисунка. С этой целью Насобины пошли по проторенной дорожке и затребовали от министерства культуры теперь уже Италии... экспортного сертификата. Расчет был на то, что государственные эксперты вынуждены будут так или иначе оценить мазню, а этим аферисты далее воспользуются в своих целях. В том числе, и при выпуске инвестиционного токена CLLI.
Однако, продажа воздуха простоватым инвесторам оказалась осложнена недоверчивостью итальянского государства. Поскольку министерство культуры затянуло процедуру, российские аферисты подали жалобу в Административный Суд Венеции, который в июле дал рекомендации провести экспертизу картины. Одновременно против Насобиных было возбуждено прокуратурой предварительное следствие по факту вероятного мошенничества. В июне 2024 года картина была арестована и затем в июле увезена на экспертизу в Галерею Уффици, а Олег Насобин получил статус подследственного.
Предварительное следствие может длиться по законам Италии два года и, как уверены российские аферисты, им ничего не грозит. Если государственная экспертиза Италии неожиданно признает найденную ими на блошином рынке мазню подлинным автопортретом Бенвенуто Челлини, то состав преступления полностью исчезнет и картина может быть продана той или иной государственной галерее или музею.
Если экспертиза признает купленный Насобиным в 2003 году рисунок на французском блошином рынке не автопортретом Челлини, то и здесь у них есть шансы выкрутиться. Они могут сослаться именно на свое желание провести его объективную экспертизу и отсутствие факта незаконного извлечения прибыли.
С перспективной идеей выпуска и продажи лохам токенов CLLI компании Cellini Art Fund S.P.A. придется, конечно, распрощаться, а также понести расходы на оплате труда адвокатов, но тюрьмой и в этом случае для аферистов не пахнет.
Олег Насобин родился в семье высокопоставленного сотрудника советских спецслужб, занимавшегося организацией поставок оружия из СССР различным режимам в Африке и Азии. Используя наработанные связи со спецслужбами Чехословакии, он способствовал переезду в эту страну в 1992 году своего 26-летнего сына. В Чехии семейная чета Насобиных прожила до 1998 года и занималась серой торговлей предметами искусства, вывезенными из России.
В 1997-1998 годах они переквалифицировались на отмывание денег чекистской мафии в Европе. За несколько миллионов долларов они создали во Франции косметический бренд Green Mama, специализирующийся на производстве кремов с экстрактами натуральных трав. В 1998 году Green Mama запустила собственный завод Le Plantain в 40 километрах от города Сант-Тропе (Франция, Прованс). В него были вложены инвестиции в размере 16 миллионов франков (около 3 миллионов долларов). Происхождение денег было покрыто мраком неизвестности.
По мнению ряда СМИ, их источником могли быть средства российских спецслужб.
В 2008 году из-за финансового кризиса в России компания Насобиных понесла большие потери и не смогла восстановиться. К 2011 году она прекратила свою работу во Франции, а в 2014 году бренд в РФ был продан. В 2017-2022 годах российские Промсвязьбанк и Сбербанк вели судебные тяжбы с Олегом и Ириной Насобиными, требуя от них выплатить ранее взятые кредиты на общую сумму более 1 миллиона долларов (большая часть их исков была судами удовлетворена).
Важный минус нынешней судебной тяжбы для привыкших к безнаказанности российских аферистов в Италии может заключаться в том, что им могут отказать в продлении вида на жительство в этой стране. Возвращаться же в Россию, критикующий Евросоюз, Италию и Францию Олег Насобин категорически не хочет.