Олег Дерипаска подтвердил свои планы войти в совет директоров ГМК "Норильский никель". По словам бизнесмена, это не противоречит его соглашению со вторым крупнейшим акционером компании, Владимиром Потаниным. Источники "Ъ" говорят, что это действительно была лишь устная договоренность как "знак уважения". Господин Потанин продолжает ее соблюдать, а Олег Дерипаска собирается "встряхнуть" "Норникель".
Вчера Олег Дерипаска рассеял сомнения о своем намерении войти в совет директоров "Норникеля", заявив об этом на пресс-конференции. Впервые информация об этом появилась 1 апреля, а 5 апреля его имя оказалось в списке кандидатов в совет от "РУСАЛА". Вчера господин Дерипаска напомнил, что у него большой опыт работы в металлургическом и горнодобывающем бизнесе. "Я думаю, я смогу встряхнуть немножко любую организацию",— добавил предприниматель, отметив, что у него появится больше времени на активное участие в управлении "Норникелем" после прихода на пост первого заместителя гендиректора "РУСАЛА" главы компании En+ Владислава Соловьева. При этом господин Дерипаска заверил, что покидать пост гендиректора алюминиевой компании не собирается.
Однако планы Олега Дерипаски противоречат его договоренностям со вторым крупнейшим акционером "Норникеля", Владимиром Потаниным, объявленным в конце ноября 2008 года. "Мы считаем, что основные акционеры не должны управлять компанией, и мы не будем входить в новый совет директоров: ни я, ни Дерипаска, ни Вексельберг (Виктор Вексельберг, как и Олег Дерипаска, является совладельцем "РУСАЛА".— "Ъ"), ни Прохоров (Михаил Прохоров, совладелец "РУСАЛА".— "Ъ")",— заявил тогда Владимир Потанин на специальном брифинге, посвященном примирению его и господина Дерипаски.
ГМК "Норильский никель" — крупнейший в мире производитель палладия (44,8%, не включая американской Stillwater Mining) и никеля (21,4%), четвертый в мире производитель платины (10,7%) и один из крупнейших производителей меди (2,7%). Основные акционеры — "Интеррос" Владимира Потанина (25% плюс одна акция), ОК "РУСАЛ" (25% плюс одна акция), ВЭБ (3,68%) и "Металлоинвест" Алишера Усманова (около 4%). По предварительным данным, выручка компании в 2009 году составила около 285 млрд руб., чистая прибыль — около $2 млрд. Капитализация — $36,6 млрд.
Работоспособность договоренности партнерам удалось проверить почти сразу: на первом же собрании акционеров "Норникеля" в декабре 2008 года свою кандидатуру в совет директоров выставил бывший партнер господина Потанина Михаил Прохоров, владеющий пакетом акций ГМК через "РУСАЛ". Место в совете для представителя господина Прохорова было гарантировано акционерным соглашением о продаже им "РУСАЛУ" блокпакета "Норникеля". Но за господина Прохорова не стал голосовать ни один из крупных акционеров, в том числе и "РУСАЛ", и в совет он не прошел. Тогда источник, близкий к компании, объяснил ситуацию именно договоренностями о невхождении конечных бенефициаров в совет.
Вчера Олег Дерипаска заявил, что его планы войти в совет директоров "Норникеля" не противоречат соглашению с Владимиром Потаниным. Источник, близкий к "Интерросу", подтвердил, что формально Олег Дерипаска ничего не нарушал. Письменной договоренности о том, что владельцы "Норникеля" не должны участвовать в совете директоров компании, не было, только устная. "Это был знак взаимного уважения",— говорит собеседник "Ъ". По его мнению, "ни в каком встряхивании со стороны Олега Дерипаски "Норникель" не нуждается". "Кроме того, вряд ли такая деятельность входит в функции акционера открытого акционерного общества",— добавил собеседник "Ъ".
У Олега Дерипаски большой аппаратный вес и личная харизма, говорит знакомый с ситуацией в компании инвестбанкир, но с точки зрения формального управления "Норникелем" его личное присутствие в совете директоров мало что значит — степень влияния акционеров на принятие решений в компании оно не изменит. Учитывая возможное недовольство "Интерроса", причины шага Олега Дерипаски, скорее всего, лежат в его личных взаимоотношениях с Владимиром Потаниным, считает собеседник "Ъ". Он полагает, что решение господина Дерипаски может быть "реакцией на нарушение какой-то другой договоренности с "Интерросом"". Но источник "Ъ", близкий к холдингу, уверяет, что "Интеррос" никаких договоренностей не нарушал. Что касается необходимости "встряхнуть" "Норильский никель", то аналитик Unicredit Securities Марат Габитов допускает, что в операционной деятельности ГМК "есть простор для улучшения", хотя исходя из результатов компания "и так работает неплохо".