Кемеровская шахта «Полосухинская», ранее принадлежавшая находящемуся под арестом олигарху Александру Щукину, сменила собственника. Новые хозяева – совладелец холдинга «Адамант» Владимир Голубев и частный инвестор Мурад Бургуев – уже заявили о своем намерении вложить в развитие предприятия 30 млрд рублей.
Процесс продажи активов бывшего «угольного короля» Щукина контролируется его зятем Ильдаром Узбековым, проживающим в Лондоне и получившим известность в качестве специалиста по выводу финансов на счета кипрских и британских офшоров, где уже «осело» не менее 500 млн евро и куда могут быть направлены средства от продажи «Полосухинской». Сам Щукин сегодня проходит в качестве обвиняемого по уголовному делу о вымогательстве акций угольного Разреза «Инской» стоимостью 1 млрд рублей. Вместе с ним на скамье подсудимых находятся бывшие высокопоставленные кемеровские чиновники и силовики, в том числе экс-глава областного Следкома генерал Сергей Калинкин. В сложившихся обстоятельствах бизнесмен остро нуждается в деньгах, вот только на полученные от продажи активов средства ему вряд ли стоит рассчитывать: у Ильдара Узбекова могут быть собственные идеи, как лучше распорядиться идущими из России денежными потоками.«Полосухинская» продана, покупатель известенО том, что расположенная в Кемеровской области шахта «Полосухинская» сменила собственника, сообщил «Forbes». По информации издания, это произошло еще в июне, когда петербургская компания-покупатель «Русугольхолдинг» получила разрешение ФАС, во-первых, на приобретение 100% голосующих акций АО «Шахта «Полосухинская», и во-вторых, на покупку прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности его дочерней структуры – ООО «ПТК «Уголь».
8 июня сделка была закрыта, ее стоимость не раскрывается. В то же время председатель Совета директоров предприятия Александр Синяк рассказал о намерении новых владельцев вложить в развитие шахты в 2021-2025 гг. порядка 30 млрд рублей.
Возможность смены собственника «Полосухинской» активно обсуждалась в СМИ еще минувшей весной. Много вопросов вызывали бенефициары «Русугольхолдинга» – компании, зарегистрированной в феврале 2020 года. Ее единственным владельцем, согласно информации открытых источников, является кипрский офшор «Stirakia Holdings Ltd». Генеральный директор (и предыдущий кратковременный собственник) Кристина Пантелеимонова не владеет какими-либо активами и не руководит ими.
Возникали даже сомнения в законности сделки. Так, незадолго до получения разрешения ФАС на ее совершение, депутат Госдумы Александр Терентьев направил в Генпрокуратуру запрос о необходимости проверки всех обстоятельств купли-продажи акций угольного актива. Однако вскоре сам же его и отозвал, сославшись на слишком поспешную работу помощников и отсутствие повода для депутатского реагирования.
Недоверие СМИ и общественности оказалось также вызвано отсутствием данных о фактическом собственнике «Полосухинской». Между тем, по информации «Коммерсанта», ранее шахта находилась под контролем скандально известного бизнесмена Александра Щукина, экс-совладельца холдинга «Сибуглемет». Он же, как пишет издание, являлся учредителем ПТК «Уголь».
Дело в том, что в настоящее время Щукин проходит в качестве обвиняемого по громкому уголовному делу о вымогательстве 51% акций кузбасского АО «Разрез «Инской» у предпринимателя Антона Цыганкова. Судебные разбирательства начались в Кемерово осенью 2018 года и продолжаются до сих пор. Все это время бизнесмен находится под домашним арестом, передав управление принадлежавшими ему активами зятю Ильдару Узбекову, проживающему в Лондоне и начавшему, якобы, по частям распродавать бизнес-империю некогда влиятельного родственника.Александр Щукин распродает активы?В начале июля стало известно, что за покупкой шахты «Полосухинская» стоят совладелец и вице-президент холдинга «Адамант»Владимир Голубев и частный инвестор Мурад Бургуев. Они, как сообщает «Forbes», являются акционерами «Stirakia Holdings Ltd».
«Адамант» считается одним из крупнейших владельцев коммерческой недвижимости в России, объединяющим более 50 предприятий, в том числе, 22 торгово-развлекательных комплекса, сеть ресторанов и кафе. Кроме того, в состав холдинга входит «Российская стекольная компания», которая контролирует порядка 25% отечественного рынка фасадного остекления.
Интереса к угольным предприятиям Голубев до настоящего времени не питал, потому его новое приобретение вызывает вполне понятное удивление. Что касается Александра Щукина, то продажа шахты может служить своеобразным подтверждением появлявшихся в СМИ публикаций, согласно которым его коммерческие структуры распродаются, либо выводятся в офшоры через подставные компании.
«Полосухинскую» Щукин держал у себя до последнего. Это был настоящий черный алмаз в короне новокузнецкого предпринимателя. Несколько лет назад на «Полосухинской» побывал даже сам Владимир Путин, которого Щукин лично водил по АБК шахты и знакомил с лучшими своими работниками», – пишет портал «Бузотер-медиа».
Видимо, лондонская жизнь дочери Елены и зятя Ильдара требуют соответствующих расходов, причем немаленьких. Деньги явно необходимы и самому бизнесмену: судебный процесс продолжается и когда будет вынесен приговор – большой вопрос.
Щукин, правда, неоднократно заявлял, что «отовсюду вышел», давно ничем не руководит и является простым пенсионером с пенсией в 16 тыс. рублей.
Но услуги адвокатов он оплачивает явно не с этой более чем скромной суммы, а значит, «кубышка с золотишком» у него имеется. И «зарыта» она явно не в России, где коммерсанту светит отнюдь не маленький срок.«Угольные» рейдеры под губернаторской «крышей»Напомним, что уголовное дело о вымогательстве акций Разреза «Инской», стоимостью более 1 млрд рублей, было возбуждено в ноябре 2016 года. Кроме Щукина, его фигурантами являются некогда влиятельные чиновники и силовики: два заместителя губернатора Кузбасса (тогда им был незабвенный Аман Тулеев) Алексей Иванов и Александр Данильченко, начальник регионального департамента административных органов Елена Троицкая, руководитель областного Следственного комитета генерал Сергей Калинкин, его подчиненные Сергей Крюков и Артемий Шевелев, а также доверенное лицо Щукина Геннадий Вернигор.
Как писал «Forbes», по указанию генерала Сергея Калинкина, в отношении владельца разреза Антона Цыганкова, в связи с невыплатой зарплаты рабочим, было заведено уголовное дело о злоупотреблении полномочиями.
Бизнесмена задержали, а затем организовали ему встречу с чиновниками из окружения губернатора, которые угрожали ему помещением в СИЗО и требовали оформить доверенность на отчуждение акций.
Цыганков согласился, а сверх того перечислил еще 100 млн рублей в областной антикризисный фонд.
Вся эта схема прокручивалась, якобы, в интересах Александра Щукина. В тоже время, из публикации портала «Тайга. Инфо» следует, что с предложением взять разрез в управление к нему обратился лично глава региона Тулеев, на что коммерсант ответил согласием. Вот как издание «Наша Версия» описывает роль олигарха в жизни Кузбасса:
«Александр Щукин де-факто оказался вторым по значимости человеком в Кемеровской области – после несменяемого Тулеева. Ему, по разным предположениям, неофициально подчинялись и местная полиция, и налоговая служба, и судебные органы».
В декабре 2013 года тот же Тулеев передал под контроль своего неформального «соправителя» две угольных шахты – «Грамотеинскую» и «Тагарышскую», ранее принадлежавшие британской компании «Lehram Capital Investments Ltd». Это разожгло аппетиты Щукина, который стал использовать для расширения своей угольной монополии откровенно рейдерские методы.
Например, желая прибрать к рукам еще два угледобывающих предприятия – шахтоуправление «Талдинское-Кыргайское» и шахтоуправление «Талдинское-Южное», он предъявил к оплате векселя на сумму свыше 1,5 млрд рублей, а также инициировал процедуру банкротства должников. Вот только в процессе последовавших судебных разбирательств вскрылось, что и сами векселя, и документы, обосновывающие вексельные обязательства, оказались фальшивыми.
Аналогичный «Инскому» сценарий, рейдеры намеревались реализовать с шахтой «Коксовая-2». Как писал «Коммерсант», в отношении ее конкурсного управляющего Александра Лазаревича также возбуждалось уголовное дело, его помещали в СИЗО, где под угрозами требовали уйти с должности. Взявшие на себя роль посредников представители административного аппарата и силовых ведомств утверждали, что
«действуют в интересах местного угольного олигарха Александра Щукина».
В декабре 2016 года конкурсный управляющий исчез. Произошло это вскоре после задержания фигурантов дела о вымогательстве акций Разреза «Инской». Накануне Лазаревич, якобы, рассказал о своем намерении дать показания против одного из его фигурантов – генерала Калинкина. Судьба очередной жертвы кемеровского «угольного передела» до сих пор остается неизвестной.Куда выводит деньги Ильдар УзбековИтак, «второй человек» Кемеровской области долгое время был уверен в собственной неприкосновенности, его бизнес процветал: по данным «Forbes» в 2016 году состояние Щукина оценивалось в 400 млн долларов. Но дальше события завертелись как в песне из известного комедийного фильма: «вдруг патруль, облава, заштормило море...»
Возможно, кто-то способен проникнуться сочувствием к бывшему олигарху, сетующему на пенсию в 16 тыс. рублей, ведь рисуемая им картина именно на это и рассчитана. Дело в том, что в определенный момент коммерсант понял: нужно подыскивать место, где его капиталы будут чувствовать себя в полной безопасности. Вот тут-то, как пишет издание «Наша Версия», ему пригодились теоретические знания и практические навыки зятя Ильдара Узбекова, проживающего в Лондоне и имеющего гражданство Великобритании.
Отец Ильдара Фуад Узбеков был топ-менеджером крупных газовых компаний «Газпром экспорт» и «КазРосГаз» и, если верить публикациям СМИ, принимал непосредственное участие в реализации незаконных схем по поставкам российского и казахского газа на Запад. А кроме того, помогал чиновникам и бизнесменам из бывших советских республик выгодно вкладывать финансы в заграничные активы.
Прошедший такую «школу» Ильдар стал настоящей находкой для Александра Щукина.
Он сумел разработать и реализовать перемещение семейных капиталов через Кипр в Великобританию. По самым скромным подсчетам, с помощью одной только кипрской юридической фирмы «Costas Tsielepis & Co Ltd.», из России было выведено не менее 500 млн евро.
Эти средства позволяли семейству Узбекова жить за границей на широкую ногу, приобретая элитную европейскую недвижимость. Например, стоимость принадлежащего ему дома в Монако с видом на море оценивается в 30 млн евро, особняка в Лондоне – 15 миллионов. Кроме того, дочь Щукина Елена стала хозяйкой двух картинных галерей, расположенных в лондонских районах Mayfair и Knightsbridge.
Случались, правда, проколы. Так, заниматься поиском перспективных инвестиционных направлений Узбеков доверил британцу Эдриану Берфорду, который банально «кинул» своего делового партнера на 10 млн фунтов. В процессе последовавших за этим разбирательств в Высоком суде Лондона, Берфорд как на духу рассказал о планах семейства Щукина вывести из России в течение пяти лет не менее 1 млрд евро. А заодно озвучил и названия контролируемых российским бизнесменом кипрских офшоров, на счетах которых уже сосредоточено порядка 150 млн евро.
И можно быть уверенными, что процесс вывода капитала за границу не останавливается. Ведь пока сам Щукин пребывает под домашним арестом в ожидании вердикта суда, его активы продаются и превращаются в наличные, как это произошло совсем недавно с кемеровской шахтой «Полосухинская». Вот только как бы ушлый зятек Узбеков не оставил своего благодетеля без копейки, вложив выведенные средства в собственные сомнительные проекты при помощи очередного ловкого Берфорда.