Офицеров надули взяткой

Источник
Военнослужащие за мзду выбирали поставщика надувных макетов.

Как стало известно “Ъ”, военная прокуратура направила в суд громкое уголовное дело в отношении двух служивших в Минобороны офицеров в отставке по их обвинению в получении взятки в 7,4 млн руб. По версии Следственного комитета России (СКР), советник главного управления вооружений Юрий Здравило, специалист и изобретатель в области маскировки, и его коллега, также советник из департамента по обеспечению гособоронзаказа Виталий Ликучев за эти деньги обещали сделать производителя маскировочных средств ЗАО «НПП "Русбал"», изготовляющего в том числе надувные макеты танков и другой техники, единственным поставщиком в рамках гособоронзаказа и обеспечить ему новые контракты. Сами экс-офицеры вину отрицают, считая все происшедшее провокацией.

По данным “Ъ”, материалы уголовного дела в отношении Юрия Здравило и Виталия Ликучева были зарегистрированы в Мещанском суде спустя ровно год после их задержания в сентябре прошлого года сотрудниками военной контрразведки ФСБ, проводившими «оперативный эксперимент». Их рассмотрение поручено судье Анне Соковой, недавно приговорившей к условным срокам инвестора Майкла Калви и других фигурантов дела Baring Vostok. По новому делу о получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) вскоре должны состояться предварительные слушания.

Напомним, что, как сообщал “Ъ”, советник отдела межвидовой координации планирования развития, поставок и ремонта вооружения, военной и специальной техники общего назначения главного управления вооружений Минобороны Юрий Здравило и советник из департамента по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) Виталий Ликучев были задержаны контрразведчиками при получении конверта с 7,4 млн руб. внутри от гендиректора ЗАО «НПП "Русбал"» Александра Таланова. Это предприятие, созданное еще в 1993 году, первоначально производило тепловые аэростаты, надувные батуты и рекламную продукцию, но в последние годы выпускает 3D-макеты танков, самолетов, ракетных комплексов и прочей техники в ее натуральную величину. С воздуха или издали отличить копии от многотонных боевых машин практически невозможно.

По версии следователей 517-го военного следственного отдела СКР, расследовавших уголовное дело в отношении господ Здравило и Ликучева, деньги господин Таланов платил им даже не за конкретное соглашение с военными, а за определение «Русбала» единственным поставщиком маскировочной техники в войска.

Как телефонные разговоры, так и беседы при личных встречах Александр Таланов записывал на диктофон, а записи приобщил к своему заявлению в ФСБ.

Впрочем, как заявил “Ъ” адвокат Юрия Здравило Константин Орешонков, и его доверитель, и господин Ликучев своей вины не признают, настаивая, что в отношении них была совершена провокация. Защитник отметил, что оба обвиняемых являются старшими офицерами в отставке, имеющими множество наград, а Юрий Здравило помимо прочего известен и как изобретатель в области маскировки с соответствующими патентами.

«Список должностных обязанностей Юрия Здравило и Виталия Ликучева был очень объемным, однако вопреки утверждению военных следователей, никаких организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в вооруженных силах они не выполняли»,— подчеркнул Константин Орешонков. По его словам, «действительный функционал» его доверителя «сводился к формированию сводных документов, представленных иными структурами Минобороны». При этом, как уточнил защитник, никоим образом повлиять на признание «Рубала» единственным поставщиком в рамках ГОЗ обвиняемые не могли хотя бы потому, что такие организации определяет своим постановлением правительство РФ, но никак не два чиновника Минобороны не самого высокого ранга. Впрочем, следствие полагает, что фигуранты могли этому способствовать в силу своего авторитета.

Между тем на момент задержания Юрий Здравило уже не являлся госслужащим, а потому и обвинение во взяточничестве предъявлено, по мнению адвоката, незаконно.

Еще за несколько недель до ареста он написал заявление об увольнении, которое завизировал начальник главного управления вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев. Также защита обращает внимание на тот факт, что Юрий Здравило и Виталий Ликучев хоть и были знакомы, но до лета прошлого года не общались примерно два года. И первым позвонил советникам Минобороны именно сам господин Таланов, настаивавший на встрече в ресторане «Долма». Кстати, размер взятки определял также сам потерпевший — 4% из средств, полученных по контрактам 2019 года, к которым обвиняемые не имели никакого отношения. Зато выяснилось, что телефоны господ Здравило и Ликучева находились под контролем оперативников еще до первого звонка господина Таланова. Сотрудники ФСБ проверяли информацию о лоббировании некими чиновниками интересов АО «Чебоксарский завод "Металлист"» — прямого конкурента «Русбала» по производству маскировочных средств для военных нужд. И бывшие офицеры обсуждали с господином Талановым возможность проведения переговоров с гендиректором «Металлиста», используя личные связи для обсуждения спорных вопросов. «Поскольку Александр Таланов считал главу "Металлиста" своим врагом, а прослушка телефонов и проверка ФСБ не привела к каким-либо процессуальным действиям в виде возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, то мы считаем, что имела место провокация взятки»,— заключил господин Орешонков.