Оффшоры и уголовники клана Чемезовых

Источник
Зарубежный бизнес друзей и родственников главы «Ростеха» наводит мысли о криминале и военно-промышленном шпионаже против России.
Недавний обыск сотрудниками ФСБ  офиса банка МФК, принадлежащего бизнес-вумен Екатерине Игнатовой и олигарху Михаилу Прохорову, стал вторым подряд семейным огорчением супруга госпожи Игнатовой — главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Первым оказался известный международный офшорный скандал, напрямую затронувший сына главы «Ростеха» — Станислава Чемезова и созданный под него папой амбициозный проект магистральной сети «Эврика» с ориентировочным бюджетом в полмиллиарда долларов.

Официально «Эврикой» должно было управлять акционерное общество «Связьдоринвест», 25% акций которой принадлежало «Ростеху», столько же  инвестиционному фонду FGN Capital миллиардера Александра Халдея, а  50% — предположительно кипрскому офшору Xfors Ltd. Но подлинная картина оказалась иной. В действительности 74% акций «Эврики» были записаны на другой кипрский офшор Paragolis Overseas,  которым владеют Caryn Properties  и  Bale Holding, зарегистрированные на Виргинских островах. Caryn Properties, по сообщению газеты «Версия», контролируется представителем Аркадия Ротенберга  Дмитрием Проценко. В свою очередь, Bale Holding владеет еще один виргинский офшор Erliglow Ltd — его акционерами являются сын главы «Ростеха» Станислав Сергеевич Чемезов и дочь первого замгенерального директора «Ростеха» Алексея Алешина — Ольга Алешина.

В «Ростехе» участие Чемезова-младшего в проекте подтвердили, но подчеркнули, что сам концерн из него вышел (поскольку «Эврика» так и не состоялась). Но у клана еще много офшоров, всю картину знают только в спецслужбах главного геополитического противника России. Например, Станислав Чемезов по просьбе отца был взят на работу в компанию «Итера», которая некоторое время была вторым после «Газпрома» производителем и поставщиком российского газа. Параллельно принадлежащий Екатерине Игнатовой белизский офшор Elsamex Enterprises Ltd стал контролировать крупный пакет акций «Итеры».

Впоследствии «Итера» была продана «Роснефти», а Станислав Чемезов, опять таки под присмотром любящего папы занялся страховым бизнесом. Его  ООО «Интербизнесгрупп» является совладельцем страховщика крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса ООО «Независимая страховая группа», 1% компании  принадлежит Станиславу Чемезову официально, а 99% записаны на офшор Uberaba Holding SA, зарегистрированный все в том же Белизе.

Пожалуй, самым интересным вложением ООО «Интербизнесгрупп» была покупка 25,01% акций ЗАО «Русские промышленные нанотехнологии». Потому что остальные 74, 99% принадлежат личному другу его отца, лжеученому и уголовнику Виктору Петрику. Как известно, Петрик в первый раз был осужден в 1984 году на 11 лет за дачу взятки (ст.147, ч.З УК РСФСР), мошенничество с причинением значительного ущерба потерпевшему (ст.183), хищение имущества (ст. 196 ч.1), понуждение свидетелей к даче ложных показаний (ст.218, ч.2), торговлю боеприпасами (ст.228) и порнографией (ст.154, ч.3), а также спекуляцию в особо крупных размерах (ст. 154, ч.3 УК).  В дальнейшем Виктор Петрик сблизился с лидерами российского криминального мира, в первой половине 1990-х годов занимавшимися контрабандой кокаина, редкоземельных металлов и других примечательных вещей через российско-финскую границу. Именно на «транспортной» почве в те годы бывший зэк и познакомился с Сергеем Чемезовым.

Поскольку Петрик не имеет ни малейшего отношения к науке, пользы от по части внедрения нанотехнологий от его с Чемезовым конторы еще меньше, чем от признанного пожирателя государственных средств «Роснанотеха» Анатолия Чубайса. Однако если тут наблюдается всего лишь попил, то вред от другого авторитетного партнера — гостя из Литвы Юрия Борисова — может угрожать государственной безопасности России. Господин Борисов, по мнению ряда изданий, имеет длительную историю тесных связей с лидерами «солнцевской» ОПГ Вячеславом Иваньковым (Япончиком) и Анзори Аксентьевым-Кикалишвили. Когда Сергей Чемезов устроил господина Борисова заместителем директора по сервису в контролируемую «Ростехом» компанию «Вертолеты России», Департамент государственной безопасности Литвы уличил «Авиабалтику» в поставках  деталей для вертолетов исламским фундаменталистам Судана, на территории которого базировалась «Аль-Кайеда» Усамы бен Ладена. Репутация России оказалась изрядно подмоченной, а симпатизировавший восточному соседу премьер-министр Литвы Роландас Паксас, в избрание которого через друга «солнцевских» Борисова вложили как минимум $400 тысяч, со скандалом ушел в отставку.

Еще неприятнее оказался офшорный эпизод вокруг модернизации структурами «Ростеха» вертолетов Ми-17В, заказанных министерством обороны США для боевых действий в Афганистане. Американцы получили 49 машин не напрямую с Улан-Удэнского авиационного и Казанского вертолетного заводов, где велись работы, а через офшор  Airfreigt Aviation Ltd,  зарегистрированный в Объединенных Арабских Эмиратах. Посредник освоил откат и сверх того, как выяснилось, оказался собственником всей технической документации по контракту, что открывало самые широкие возможности для промышленного шпионажа в интересах всех желающих: от стран НАТО до той же «Аль-Кайеды».

В этой связи можно предположить, что обыск в банке МФК проводился не только для разоблачения возможных офшорных схем Игнатовой и Прохорова, но и в целях расследования других вопросов. От утечки оборонных тайн за границу до финансирования  убыточного прохоровского медиахолдинга РБК, журналисты которого не скрывают своих симпатий к антипутинской оппозиции. В ближайшее время мы вернемся к теме офшорной сети главы «Ростеха» и его родственников (Сергей Чемезов-старший, Сергей Сергеевич Чемезов, Станислав Чемезов, Екатерина Игнатова и другие лица), чтобы выяснить, является ли эти операции обычным уходом от налогов. Или экономические санкции, наложенные на Россию после присоединения Крыма, показались кому-то из отцов ВПК столь обременительными, что этот гражданин всерьез задумался о перспективах смены власти в стране?
 
Персоны Компании
Участвовать в революции
Российские олигархи ищут зарубежные стартапы.
«Болотные» друзья и пропавшие миллиарды Беляева-Набиуллиной
Призывавший к уличной атаке на Владимира Путина банкир стал фигурантом расследования Генеральной прокуратуры и может потерять свободу.
Обзор 11-15 апреля: кто шагает дружно в ногу?
Недавно созданная Национальная гвардия бодро выстраивает начальственную вертикаль, пока эксперты гадают, чем на самом деле она будет заниматься.
Наномошенники Уринсон и Удальцов
Чубайс "отмазывает" своего экс-заместителя от следствия.
Прохоров и семья Чемезова на прицеле ФСБ
Зачем чекисты изучают офшорные схемы банка Екатерины Игнатовой?
У Михаила Прохорова осмотрели помещения
В ОНЭКСИМе прошли оперативно-разыскные мероприятия.
Чубайс обустраивает себе очередное поместье
Анатолий Чубайс, с ельцинских времен «виноватый во всем», не огорчается отсутствием народной любви, а деловито строит себе дачку – чтобы было, где отдохнуть на пенсии, которая уже не за горами.
Оффшорные скрепы
Как глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов готовил «Эврику» для сына
Дело о растрате в «Роснано» живет
Андрей Малышев объявлен в международный розыск, проверяется деятельность Юрия Удальцова и Якова Уринсона
Приказано отобрать?
Как ФСБ и ФСН «обследовали» бизнес Михаила Прохорова
Притворная приватизация
Кому достанутся государственные активы.
Обзор 4 - 11 апреля: «Панамагейт» и круги по воде
Весьма бурное время отразилось на прошлой неделе на ленте Энциклопедии библиотеки компромата. Пока первые лица отмахивались брезгливо от монстров, которые полезли из Ящика Пандоры, пресса заполняла информационное пространство все новыми фактами из сундука панамского офшора.
Верто-прах
Мнимые достижения и реальные провалы холдинга «Вертолеты России».
Конец рейдера Винокурова
Когда сядет зять Сергея Лаврова?
«Ростех»: успех за счет бюджета
Что может и чего не может государственная корпорация.
Жена Чемезова хранила под матрацем €9,5 млн наличными?
 Глава «Ростеха» отказывается комментировать рассказ о том, как его супруга делила валютный кэш с грузинским дизайнером Наной Геташвили.
Тайны миллиардеров: семь сделок бизнесменов с чиновниками в офшорной зоне
Документы панамской юридической компании Mossack Fonseca, которые год назад неизвестный предоставил редакторам немецкой Sueddeutsche Zeitung, позволили участникам Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и сотрудникам Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) обнаружить офшорные сделки 29 миллиардеров.
Обзор 28 марта-1 апреля: то ли вбросы, то ли выбросы
В ожидании медиа-провокаций в иностранной прессе, анонсированных Кремлем, предвкушающая публика настроилась на что-то неимоверно скандальное, но ожидания пока не оправдались.