Слухи о смерти Докку Умарова ходили уже давно. Его последнее видеовыступление было записано еще прошлым летом, на видеоролике Умаров угрожал взорвать предстоящие Олимпийские игры. После этой записи «на публике» он больше не появлялся. Однако ни исчезновение, ни попавшие в интернет в январе переговоры амиров о якобы шахаде (мученической смерти за веру) Умарова, ни тем более победные реляции Рамзана Кадырова о смерти его заклятого врага уверенности не прибавляли. Террориста номер один хоронили много раз, но все время он оказывался жив.
Олимпийские игры прошли, ни на подступах к Сочи, ни во всем северокавказском регионе боевики так и не привели в исполнение угрозы своего начальника. Локальные стычки правоохранителей с боевиками, конечно, были, но на все время проведения Олимпийских игр действовал негласный запрет на обнародование информации о них. Поэтому новостная картина олимпийского праздника не омрачалась ничем.
И только спустя сутки после официального закрытия Паралимпиады руководство запрещенного Имарата Кавказ объявило о смерти Докку Умарова и о назначении нового амира. Им стал шариатский судья Имарата 42-летний Алиасхаб Кебеков (или Абу-Мухаммад), уроженец одного из горных дагестанских сел.
По информации «Новой», ни в первой, ни во второй чеченских войнах Кебеков участия не принимал. В 1990-х занимался предпринимательством и даже был фигурантом уголовного дела о незаконной продаже самопальной водки. В начале 2000-х годов Кебеков совершил хадж и уехал в Сирию изучать богословские науки в один из самых известных исламских университетов Абу Нур в Дамаске.
К боевикам Алиасхаб Кебеков присоединился в 2009 году после убийства своего двоюродного племянника Муртазали Магомедова. Убийство не получило особого резонанса за пределами Дагестана, но имело далеко идущие последствия для ситуации в республике.
Муртазали Магомедов был самым почитаемым богословом, единственным на постсоветском пространстве дипломированным доктором шариатских наук. В 1991 году он оказался одним из первых, кто с разрешения Духовного управления мусульман Дагестана уехал на учебу в Сирию. В течение 17 лет изучал исламское право, своды законов, филологию. Окончив несколько факультетов с отличием и защитив диссертации, он стал доктором шариатских наук. Во время и после учебы преподавал богословские науки и арабский язык в крупнейших мечетях Дамаска. Именно к нему Алиасхаб Кебеков и уехал учиться в 2000-х.
В 2008 году Муртазали Магомедов вернулся на родину и занялся преподавательской деятельностью. Он читал лекции в институте имени Имама Шамиля в Кизилюрте и в махачкалинском институте имени Имама аш-Шафии. Помимо этого, консультировал по шариатскому праву и читал проповеди в мечетях, куда его приглашали. Лекции Магомедова были открытыми и пользовались огромной популярностью, люди приезжали слушать его со всего Кавказа.
Надо отметить, что эфэсбэшники, отвечавшие в Дагестане за борьбу с терроризмом и экстремизмом, приветствовали его деятельность. Федералы хотели успокоить республику и все шансы для этого были. На тот момент действовал негласный договор между федералами и религиозными деятелями: мы вас не трогаем, вы успокаиваете молодежь. И федералам поверили. В условиях острой нехватки духовно образованных людей, которой страдает Кавказ, люди науки, научившиеся толковать Коран и нормы шариата не на коленке в горных селениях, а в аудиториях лучших мировых университетов, могли повлиять на стабилизацию обстановки в беспокойном Дагестане. И федералы понимали это.
Однако распри между правоохранительными ведомствами привели к тому, что в октябре 2009 года неизвестные среди бела дня расстреляли машину Муртазали Магомедова. Преступников, разумеется, так и не нашли.
Именно после этого убийства Алиасхаб Кебеков, так же как и Магомед Сулейманов, другой авторитетный богослов из селения Гимры, ушли к боевикам в горы. Первый стал кадием запрещенного Имарата Кавказ, а теперь и его верховным главнокомандующим, второй – кадием самой беспокойной, Нагорной, части Дагестана.
Я помню, в каком бешенстве был тогда мой знакомый эфэсбэшник, как он сокрушался, что плоды кропотливой работы пошли насмарку и упущен реальный шанс на мир в Дагестане. «Вот посмотришь, мы о них еще услышим. Уход таких людей в лес целой армии стоит».
И мы услышали. 18 марта 2014 года новым амиром Имарата Кавказ стал Алиасхаб Кебеков.