Обвиняемый в убийстве полюбился брянским присяжным

Источник
В Брянской области, вопреки доказательствам и здравой логике, обвиняемый в убийстве оказался на свободе. Среди присяжных были люди, кому запрещено выполнять эту функцию.
Почеп — глухой городок в Брянской области — оживает лишь летом, когда сюда к своим старикам приезжает молодежь, чтобы отдохнуть на природе. Остальное время, по словам местных, здесь царят скука и зеленый змий. Местная достопримечательность — территория закрытого ныне предприятия "Транссельхозтехника", где в одном из строений почепчане традиционно собираются выпить и поговорить.

— Сын поехал в сторону бывшей Транссельхозтехники на велосипеде вечером и возвратился пешком на следующий день. У него было ужасное в кровоподтеках лицо, тело в синяках и ссадинах, майка грязная, словно на нем топтались. Его госпитализировали с переломами ребер и пробитым осколками костей легким. Кто избил, он признаваться не хотел, и через полторы недели умер на больничной койке. Он звонил мне буквально за час до кончины, а я не успела подойти, копалась в огороде, — рыдает пенсионерка Валентина Петроченко. Ее сын Андрей скончался уже два года назад, но она до сих пор не может привлечь к ответственности виновного в его смерти. Притом что весь городок знает, с кем в тот злополучный день выпивал покойный и кто именно его бил.

Главный подозреваемый

Погибший 43-летний Андрей Петроченко переживал не лучший свой период. Развелся с женой, переехал к матери, все реже видел сына. Постоянной работы тоже не было, время от времени трудился на строительном кране то в Пензе, то в Москве. В октябре 2019 года он выпивал с приятелями — Михаилом П. и Игорем Атрощенко. Последний, по версии силовиков, является главным подозреваемым. 28-летний Атрощенко холост и не работает. А еще он судим: когда служил в армии, попался на хранении крупной партии наркотиков. Московский гарнизонный военный суд дал ему два года колонии.

По версии следствия, после второй-третьей бутылки спиртного слово за слово Андрей Петроченко с Игорем Атрощенко якобы сцепились. Закономерно: молодость оказалась сильнее. Как считает следствие, дальше все развивалось так: Атрощенко повалил Петроченко точным ударом кулака в челюсть, потом еще долго пинал ногами. В результате у бедолаги разлетелась грудная клетка, были сломаны шесть ребер справа и четыре слева. Он стонал и мучился всю ночь.

Свидетельские показания Артура Чичиро

Он пришел на пьянку последним.

Когда вошел в комнату, то увидел Игоря Атрощенко. Тот сказал: "Иди погляди, не сдох ли". Дальше на кушетке лежал в крови Петроченко, ему было очень плохо</p>
К утру Андрей Петроченко смог собраться с силами и добрести до маминого дома. Жить ему оставалось чуть больше недели. После того как он умер, Игорь Атрощенко был арестован и помещен в СИЗО на полтора года. Ему инкриминировали деяния по части 4 статьи 111 УК ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть"). Это особо тяжкий состав, за который грозит до 15 лет лишения свободы.

Самый гуманный суд

По совету адвоката Атрощенко выбрал суд присяжных и не прогадал. Дело рассматривал Почепский районный суд. Ознакомившись с материалами, трое присяжных решили, что подсудимый виновен. Еще трое, что он непричастен: якобы страшные травмы Петроченко нанес не собутыльник, а медики Центральной почепской больницы, когда пытались запустить сердце. В итоге Игоря Атрощенко оправдали и освободили прямо в зале суда.

— Не доказано, что он был побит, избит, а что он живой и ходит дальше, — плачет мать погибшего.

— Абсурд! Встает вопрос о компетенции присяжных. Не могли врачи десять ребер сломать. Считаю, что нужно менять законы. Во-первых, заседатели должны отвечать за свои решения. Во-вторых, им надо запретить рассматривать дела в своем же городе, иначе объективного вердикта может и не быть, — заявил Лайфу юрист потерпевшей стороны Виктор Шафиков.

И Шафиков, и обвинитель-прокурор попытались оспорить этот приговор, указывая на многочисленные процессуальные нарушения. Например, непонятно, почему свидетели защиты давали разные показания на следственном этапе и в суде. Поначалу рассказывали, что после инцидента Атрощенко как ни в чем не бывало поехал веселиться в местный ночной клуб. Мать подозреваемого проговорилась, что стирала его футболку, из-за чего на ней могло не остаться следов крови покойного. Впоследствии от этих показаний свидетели защиты отказались.

По мнению адвоката, странно вели себя и председательствующие судьи — Раиса Коростелева и Елена Полякова. Якобы они отказали стороне обвинения в предоставлении присяжным заседателям копий медицинских карт. Еще проигнорировали экспертизу следа обуви на майке покойного. А этот след, по мнению экспертов, вполне мог остаться от подошвы ботинок Игоря Атрощенко.

Семья погибшего и адвокат добились пересмотра дела. Однако вновь проиграли.

— Мы подали жалобу в Брянский областной суд. Там отменили решение нижестоящей инстанции. Но присяжные заседатели Почепского суда, рассмотрев это дело во второй раз, вновь вынесли оправдательный вердикт. Мы снова подали апелляцию, но ее отклонили. Будем жаловаться теперь в Верховный суд, — рассказал юрист Виктор Шафиков.

На данный момент подозреваемых в деле о гибели Петроченко нет. Сторона оправданного Игоря Атрощенко отказалась от комментариев.

Старая знакомая

Лайф изучил личности присяжных заседателей. Непонятно, по какому принципу их отбирали, но некоторые сразу же подпадают под жесткий запрет на исполнение обязанностей присяжных заседателей. Например, двое из них замужем за ранее судимыми мужчинами. Это уже негативное отношение к силовикам и правосудию. Однако столь важная информация была скрыта от прокурора. На ее основании гособвинители и потерпевшая сторона могли бы потребовать отвода этих заседателей.

Больше всего вопросов возникает к беспристрастности присяжной Людмилы Анисимовой. Против ее супруга четырежды возбуждали уголовные дела по статьям "Вандализм" и "Нарушение правил дорожного движения", но каждый раз суд прекращал их. А еще Анисимова могла хорошо знать подсудимого Игоря Атрощенко. Она училась в одном классе с его братом. Данный факт также был скрыт.