Обвинения Ксении Собчак в расизме рассыпятся в судах

Источник
Она может претендовать на выплату от 100 тысяч евро, если докажет свою правоту в немецком суде/
В своем Telegram-канале «Кровавая барыня» Ксения Собчак недавно сообщила, что подаст против немецкого издания Business Insider иск в связи с публикацией «Ксения Собчак назвала чернокожих людей глупыми и ленивыми». Светской львице есть за что судиться, ведь из-за ее слов в Instagram Audi разорвала с ней контракт, Собчак была лицом компании в России. А это уже серьезно. Собчак заявила, что написанное в статье — прямая ложь, и таких слов она никогда не произносила. Журналист Daily Storm поговорил с известными адвокатами и выяснил, какие перспективы у телезвезды в суде и получится ли «отбить» потерянные деньги. 

Business Insider опубликовал статью 24 июня. Автор обвинил Собчак в расизме, указав на ее посты в Instagram, в которых она комментировала протесты в США, начавшиеся после убийства афроамериканца Джорджа Флойда. Статья вышла под заголовком: «Ксения Собчак назвала чернокожих людей глупыми и ленивыми»

Авторы статьи, в частности, цитировали следующий пост Собчак: 

«Люди не любят думать. Им легче думать толпой. Так безопаснее — никакой ответственности. В карусели — кадры того, как «борцы за справедливость» громят магазин @hermes, а моя подруга тщетно пытается вызвать полицию. При этом главные редакторы доживающих свой век журналов, уважаемые деятели фэшн-индустрии, продолжают херачить черные квадратики у себя в Instagram. То есть другими словами, они говорят своим прямым (!!) рекламодателям: «Ну подумаешь, вам разгромили ваш бизнес, вы ж еще заработаете, а люди негодуют, за права чернокожих борются». 

Чувство вины — самое серьезное оружие вора. И вот уже сегодняшние белые талантливые парни, которые не поступят в Лигу Плюща только потому, что там есть специальные «квоты» для черных, должны гордо нести вину своих предков (а может и не своих, но кого это интересует?). В погоне за справедливостью почему-то всегда совершается еще большая несправедливость. То, что происходит сейчас в Америке, — это лишнее доказательство того, что сколько людям не давай свободы и прав — если эти люди неуспешны, они всегда найдут, на кого свалить свой неуспех. Те, кто сумел осознать, что для успеха нужно «*****» (вкалывать. — Примеч. Daily Storm) давно стали уже условными Наоми Кэмбел, Обамой и Уинфри. Остальные же всегда найдут оправдание себе и своей лени, и глупости».

Издание рассказало и о другом, ныне удаленном посте Собчак, который представлял собой изображение черного квадрата и аудиозапись песни «Убили негра» российской группы «Запрещенные барабанщики». В Business Insider подчеркнули, что песня изобилует расистскими клише. 

Припомнили Собчак и то, как год назад она опубликовала видео из ресторана в роскошном отеле на Мальдивах. Тогда она назвала чернокожих официантов «рабами». 

Audi в день публикации статьи расторгла с Собчак контракт. Однако в офисе концерна заявили, что о расторжении контракта Собчак устно уведомили еще 16 июня. В любом случае, она больше не посол компании в России.

После публикации Business Insider Собчак заявила, что намерена судиться с изданием. 

«Это прямая ложь. Таких слов я никогда не произносила. И буду требовать извинений. Люди НЕ делятся на белых и черных, кавказцев и азиатов. Но люди делятся на умных и глупых. На тех, кто имеет свое мнение, и тех, кто идет за толпой. Я не поддерживаю любой протест в любой стране, когда он связан с насилием. Для меня главные ценности — это жизнь, свобода и частная собственность. И да, мои взгляды — это праволиберальные взгляды. Видимо, в нашем стремительно левеющем мире такие взгляды уже вне закона. Но я никогда не боялась давления на себя внутри страны, не боюсь его и извне», — написала Собчак в своем канале в Telegram. 

Российские адвокаты рассказали Daily Storm, светит ли Собчак победа или проигрыш в суде. У телезвезды два пути. 

Моральный вред

Основатель коллегии адвокатов «Жорин и партнеры» Сергей Жорин рассказал Daily Storm, что Ксения Собчак имеет право подать иск как в российский суд, так и в иностранный. Ей нужно решить, какие исковые требования выдвигать: удовлетворит ли ее просто опровержение обвинений в расизме от Business Insider или она захочет взыскать существенную сумму за моральный вред. 

«Есть правовые механизмы обращения в российские суды к иностранным изданиям. В частности, по делам данной категории я участвовал в спорах с французской газетой Le Monde, немецкой Frankfurter Rundschau, изданием Independent и так далее. Правовые основания обратиться в российские суды есть, но эти решения будет сложно исполнить — это раз, и не удастся взыскать серьезной компенсации морального вреда — это два», — комментирует Жорин. 

То есть российский суд может признать, что Собчак не допускала расистских выпадов в Instagram. И все. А взыскать с немецкого издания деньги по решению отечественного суда будет трудно. К тому же, хотя законодательство РФ и не ограничивает право запросить любой размер компенсации морального вреда, суды обычно присуждают не более 50-100 тысяч рублей. 

Совсем другое дело — если Собчак обратится в суд в Германии. По словам Жорина, если она докажет, что приведенная изданием информация не соответствует действительности и порочит ее имя, кроме удаления публикации можно претендовать на крупную сумму: от 100 тысяч евро и больше. 

Договориться о сумме компенсации можно и до решения суда и, возможно, даже до подачи иска. Дело в том, что иностранные издания гораздо больше боятся проигрышей в суде, чем российские: это может привести к потере деловой репутации и читателей. Поэтому часто они стремятся урегулировать подобные споры в досудебном порядке. 

Глупость и лень — идиомы оценочного характера

Адвокат Адвокатской палаты Москвы, кандидат юридических наук Александр Зорин тоже считает, что у Ксении Собчак есть реальные перспективы в противостоянии с Business Insider. 

«Первое, что она сделает, — скажет, как она уже сейчас заявляет, что этого не публиковала. И изданию придется как-то доказывать обратное», — сказал Зорин. 

Если будет доказан факт, что она опубликовала у себя в соцсети определенные фразы, их изучат эксперты-лингвисты. «Глупость» и «лень» — это оценочные суждения, за которые не судят. «Если даже изданию удастся доказать, что Собчак такое публиковала, по сути она может защищаться, сказав: «Это мое мнение. Вы не можете мне ставить в вину дискриминацию». Поэтому если смотреть, как дело обстоит на данный момент, я вижу, что у Собчак очень хорошие перспективы выиграть этот суд», — высказал мнение адвокат. 

Более того, в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции по защите прав и основных свобод, у журналистов есть свобода усмотрения и свобода выражения мнения.

«ЕСПЧ предписывает и разрешает журналистам даже переход на личности, провокации и так далее, если это происходит без оскорблений. То есть журналистов эта конвенция защищает в большей степени. И если говорить о том, что издание обвиняет Собчак по сути в таком фундаментальном правовом грехе, как дискриминация, то все основания, чтобы защищать свое доброе имя, у нее есть», — пояснил Зорин. 

Юристы рассказали, что в России предприниматели, прокуроры, полицейские, губернаторы и другие персоналии часто судятся из-за газетных публикаций. Как правило, выигрывают дела о клевете в тех случаях, если человек напрямую обвиняется в каком-либо проступке. А фразы оценочного характера, такие как «лентяй», «дурак», «без стыда и совести» суд расценивает как выражение общественного мнения и отклоняет подобные иски. 

«Что касается дискриминации, я не вижу дискриминации здесь. Хотя по американским лекалам, если сейчас посмотреть, достаточно просто употребления словосочетания «черные люди». Они просто за цвет могут считать дискриминацию. Думаю, наш российский суд до такого не докатится», — отметил Зорин. 

Он рассказал, что один из российских губернаторов судился из-за того, что его называли «без стыда и совести». «Российский суд признал это нарушением, а ЕСПЧ сказал: слушайте, это же идиома, ее нельзя доказать», — сказал адвокат. 

Отказаться от Instagram? 

В России исков к СМИ много, но они удовлетворяются всего в 10-20% случаев. В подавляющем большинстве случаев суд отказывает в удовлетворении исков. Часто это происходит из-за того, что судьи просто не разбираются в этой категории дел и им проще отказать в иске, говорят адвокаты. В Европе большую роль играет «внутреннее убеждение суда», то есть суды более свободны в вынесении решений. Из-за этого на Западе статистика выигрышных дел по искам к СМИ гораздо больше. 

«Если позиция хорошая, и у Ксении есть финансы для того, чтобы нанять западных адвокатов, конечно, лучше туда. Если для инфоповода или еще чего-то, то лучше здесь подать», — сказал Сергей Жорин.

«Хорошо разбираются в таких делах суды, расположенные в районах, где зарегистрировано большое количество СМИ. Например, в Москве чемпионом, наверное, является Савеловский суд, потому что на его территории ВГТРК, «Комсомольская правда», Life News и так далее. А есть суды — например, Перовский, еще какие-то, — где фактически нет СМИ, там судьи, к сожалению, не очень хорошо ориентируются, поэтому при прочих равных им всегда проще отказать в иске», — рассказал он. 

В России Собчак необходимо будет доказать факт распространения информации и ее порочащий характер. В России доказательством публикации считается нотариально заверенный скриншот. Даже если соответствующая запись из соцсетей была удалена, в интернете остается архив, из которого эксперты смогут ее восстановить. Business Insider будет доказывать соответствие озвученной ими информации действительности. Здесь все будет зависеть от лингвистической экспертизы.

У Собчак есть один эффективный ход, однако им она вряд ли воспользуется. Однажды предприниматель Сергей Полонский вообще отказался в суде от своего аккаунта в Twitter. «Тоже гениальный ход. Он сказал: «Это не мой Twitter, я его не веду, я не знаю, почему там моя фотография», — и только на этом основании выиграл этот суд. Такой способ тоже бывает. Но Собчак от своего Instagram вряд ли откажется», — отметил адвокат Александр Зорин. 

«Вы понимаете, негра действительно в Америке убили»

Может показаться, что песня «Убили негра» — это наиболее острый момент в постах Собчак, к которому больше всего претензий. Однако адвокаты сошлись во мнении, что в суде адвокатам Business Insider придется проводить сложную экспертизу, чтобы утереть нос юристам телеведущей. 

«Что касается песни «Убили негра» — кто-то же должен сделать заключение, в котором нужно сопоставить видеоряд, аудиоряд, словесно-смысловые конструкции, описать это все. Скорее всего, это будет психолого-лингвистическая экспертиза. А дальше все зависит от того, к какому эксперту все это подойдет, потому что знаете, как принято говорить: лингвистика — наука неточная, поэтому деньги вперед», — говорит Сергей Жорин. 

Александр Зорин тоже считает, что в использовании в посте Собчак песни группы «Запрещенные барабанщики» нет ничего предосудительного. Для того чтобы выявить содержавшийся в посте намек, необходимо провести очень большую экспертизу. 

«Вы понимаете, негра действительно в Америке убили. С этим никто не будет спорить, это общеизвестный факт. И то, что песня в России такая популярная давно была, она тоже имеет место быть, во всех соцсетях она есть», — пояснил он. 

Мнение лингвиста 

Доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом Института русского языка РАН Анатолий Баранов рассказал, что в российском законодательстве нет правовых критериев, которые можно было бы использовать, чтобы определить, являются ли определенные высказывания расистскими. 

«Лингвистически, по смыслу, можно сделать какие-то умозаключения, выводы по результатам семантического анализа: например, есть ли обвинение какой-то группы лиц по расовому признаку, что они в чем-то виновны или чем-то плохи, то есть сделать какие-то выводы о семантике, о смысле фраз. А что касается расизма — это суд решает», — сказал он. 

Баранов пояснил, что в случае с делами по экстремизму существует стандартный перечень вопросов и стандартная методика. 

Если речь пойдет о защите чести, достоинства и репутации, то все зависит от наличия в постах Ксении Собчак сведений в форме утверждения. 

«Что касается прикрепленной к посту в Instagram песни, то понятно, что да, конечно, какие-то аллюзии, какой-то сарказм здесь присутствует, некая насмешка. Но мне кажется, что в рамках существующего законодательства, российского, а тем более по 152-й статье ГК, тут ничего нет», — сказал он. 

«Я думаю, что высказывания такого рода в Европе, наверное, сильно осуждаются. Поэтому суд, который будет разбираться, конечно, это будет учитывать. Там сложно предсказать», — сказал лингвист. 

Daily Storm обратился за комментарием о планах подавать иск к самой Собчак, но на момент публикации этого текста ответа не получил. 
Персоны Компании
Суррогатные дети Ольги Слуцкер не сказались ни на ее фигуре, ни на бизнесе
Столичные фитнес-клубы вновь открыли двери для посетителей. Выжили не все, около 20% заведений, по крайнее мере, в ближайшем будущем на рынок не вернутся.
Настоятель Сергий отрекся от Ксении Собчак
В окружении опального уральского священника рассказали, что ждет журналистку, если она вдруг придет к нему в монастырь.
Ксения Собчак посудится с немцами
Она решила подать в суд на немецкую версию Business Insider после обвинений в расизме. До этого из-за высказываний об афроамериканцах с телеведущей разорвал контракт бренд Audi.
Сергей Полонский привез из Камбоджи 10-миллиардную идею "Оазисов"
В конце весны Полонский объявил о запуске в Москве амбициозного девелоперского проекта «Оазис». Бизнесмен планирует строить новые объекты по всему миру, но с источником инвестиций не все ясно.
Миллионер и гедонист. Кто разбил дорогой Ferrari в центре Москвы
Редакция пробила его по автобазам. Результаты шокируют, но вряд ли удивят. За год гонщик получил от ГИБДД 167 штрафов. Почти все — за превышение скорости. 165 из них оплачены
Как оппозиционные блогеры становятся политиками федерального масштаба
Платошкин, Тихановский, Бондаренко: из интернет-звезд в серьезную политическую силу.
Похоронный бизнес в прессинге Ивана Голунова не отмечен
Иван Голунов рассказал, как прошел год после его ареста и стремительного освобождения.
Олег Кан на дне: послание «крабового короля» Александру Бастрыкину
Forbes ознакомился с письмом Олега Кана, которого СМИ прозвали «крабовым королем», к главе СК Александру Бастрыкину.
Мать Тена и зять Золотова: чьи компании государство спасет за счет бюджета
Среди претендентов на господдержку оказались предприятия, которые связывают с чиновниками, силовиками и депутатами.
Крабовый король Олег Кан весь в белом
Чего ждет Олег Кан от председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина.
Диджей олигарха, депутаты и другие выпускники "Сколково". Кто держит ломбарды и скупки во время коронавируса
Скупщики ломбардов у нищающих россиян очень непростые люди, живущие на широкую ногу
От Роснефти до Газпрома, от Усманова до Пригожина: кому достанется триллион от государства
В список системообразующих предприятий вошли офшоры и замеченные в подкупе компании
Шепель с Ресиным разбросались землей
Владелец S. Holding и член совета директоров "Моспроекта" Алексей Шепель в спешке сливает активы "Роскосмоса" на пару с бывшим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным.
Рыбу и крабов чекисты делят по-питерски
Неудачная попытка Собчак войти в крабовый бизнес на Дальнем Востоке напомнила о другой жертве экспансии Глеба Франка в регион – приморском губернаторе Олеге Кожемяко.
Крабы для дочки: как Нарусова использует Лебедева для защиты бизнеса Собчак
Совет Федерации поищет конфликт интересов в действиях сенатора
У Людмилы Нарусовой нашли конфликт интересов
Сенатор попросила Верховный суд проверить решение областной инстанции об аресте имущества крабовых компаний, совладельцем которых стала Ксения Собчак.
Питерские чекисты идут на нерест
Неудачная попытка Ксении Собчак войти в крабовый бизнес на Дальнем Востоке напомнила «Компании» о еще одной неочевидной жертве экспансии Глеба Франка в регион – приморском губернаторе Олеге Кожемяко. В регионе считают, что его жене Ирине Герасименко пришлось продать свой траловый флот, чтобы не столкнуться с интересами семьи друга Владимира Путина Геннадия Тимченко.
Ксения Собчак сделала "краба"
Ксения Собчак подтвердила информацию дальневосточных СМИ и телеграм-каналов о покупке ею «большого крабового бизнеса». Речь идет о компаниях с квотами на вылов 9 тысяч тонн краба, подконтрольных опальному «крабовому королю» Олегу Кану. На этот бизнес с 2018 года претендует зять Геннадия Тимченко — Глеб Франк. Теперь Собчак обвиняет неназванного конкурента в срыве сделки.