Перед судом предстали предполагаемый организатор преступной группы, генеральный директор предприятия "Полимер-Про" Филипп Золкин, а также его сообщники – Ольга Черникова, Николай Сметнев-Коркин и Анатолий Простяков. Все они обвинялись по части 2 статьи 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность). Золкин находился под стражей, у троих других фигурантов дела были меры пресечения, не связанные с лишением свободы. Слушания в Дорогомиловском суде начались в апреле 2014 года и продлились почти шесть месяцев. В ходе рассмотрения материалов служители Фемиды сочли, что деяния, совершенные обвиняемыми, нужно квалифицировать не по статье 172 УК РФ, а по статье 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), которая попадает под принятую Госдумой амнистию. В результате "обнальщиков" приговорили к следующим срокам: Золкина — к трем годам и шести месяцам колонии общего режима и штрафу в 60 т.р.; Простякова – к двум годам и шести месяцам колонии и штрафу в 30 т.р.; Сметнева-Коркина и Черникову — к двум годам колонии и штрафу по 10 т.р. Однако сразу ко всем ним был применен акт амнистии, они были освобождены от наказания со снятием судимости. Золкина освободили из-под стражи прямо в зале суда.
По версии следствия, организатором данной группировки "обнальщиков" был Филипп Золкин. В его "команде" за создание фирм-"однодневок", общение с клиентами и т.д. отвечали Ольга Черникова и гендиректор ООО "Дизайн Интерьер" Антон Горбачев. В "Почте России", по версии следствия, всю необходимую работу организовывала начальник 170-го отделения Людмила Богачева. А получением денег наличными в "Почте России" занимались Николай Сметнев-Коркин и Анатолий Простяков.
По словам оперативников, действовала схема "теневых банкиров" следующих образом. "Заказчики", имеющие значительные суммы в безналичной форме, обращались к данной "обнальной площадке". Дальше по фиктивным договорам об оказании каких-либо услуг, например, маркетинговых (реальность исполнения таких договоров проверить крайне сложно), деньги перечисляются на счета указанных обнальщиками фирм-"однодневок". Потом безналичные денежные средства переводились на счета других фирм-"однодневок". В итоге средства концентрировались на счетах ряда аккумулирующих структур (в частности — "Брэнд Верджин Рипаблик", "Атлас Фиш", "Мосмедиа Групп"), откуда их и переводили в наличную форму. На данной стадии и использовалась "Почта России".
Согласно российскому законодательству, юридические лица могут пересылать денежные средства почтовыми переводами в безналичной форме. "Однодневки" пересылали деньги "заказчиков" из банков в170-е отделение "Почты России". Там их партиями по 250 тыс. рублей получали Сметнев-Коркин и Простяков, а потом передавали сотрудникам обнальной "площадки". В документах подобные переводы иногда имели комическое обоснование (например, оплата работ по исследованию маркетингового рынка в Ираке).
Всего, как выяснили следователи, с 1 января по 26 декабря 2012 года было обналичено 11,4 млрд рублей, из которых прибыль команды Золкина составила 94,5 млн рублей.
В декабре 2012 года сотрудники ГУ МВД по ЦФО и ГУЭБиПК МВД РФ провели масштабную операцию в отношении "обнальщиков". Было проведено 13 обысков, в том числе в отделении "Почты России", во время которых оперативники изъяли более 100 печатей инспекций ФНС России по Москве, столичных нотариусов, учреждений почтовой связи, а также 129 млн рублей, приготовленных для выдачи клиентам.
Материалы в отношении Антона Горбачева были выделены в отдельное производство, их Дорогомиловский суд рассмотрел еще в марте 2014 года. Тогда бизнесмена признали виновным по статье 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность), ему было назначено наказание в виде трех лет и шести месяцев лишения свободы в колонии общего режима и штрафа в размере 1 млн рублей. Горбачева, находившегося под подпиской о невыезде, взяли под стражу прямо в зале суда. Он обжаловал такой приговор. В апреле Мосгорсуд счел, что нижестоящая инстанция неправильно квалифицировала деяния коммерсанта и заменил ему в приговоре 172 статью УК РФ на 171-ю, снизив срок наказание на пол года, а штраф — до 50 т.р. Одновременно к Горбачеву был применен акт амнистии.
Прокуратура пыталась обжаловать данное решение, настаивая, что обвиняемые занимались не незаконным предпринимательством, а "осуществляли банковские операции без должного разрешения на данный вид деятельности". Но кассационная инстанция Мосгорсуда оставила приговор Горбачеву в силе. В результате и Дорогомиловскому суду не осталось ничего другого, как признать остальных фигурантов дела виновными по статье 171 УК РФ.
Материалы в отношении Богачевой выделены в отдельное производство, так как она страдает тяжелым заболеванием.