Обгон разрешен: почему Даниила Квята выгнали из «Формулы-1»

Источник
Единственный представитель России в «Формуле-1» Даниил Квят потерял место в команде Toro Rosso. Судя по всему, безвозвратно.
Впервые с 2013 года в «Формуле-1» не осталось гонщиков из России. Даниил Квят потерял место призового пилота: по итогам Гран-при США, где россиянин впервые за долгое время заработал очки, команда Toro Rosso объявила о его замене — на новичка Брендона Хартли из Новой Зеландии.

Будущее Квята выглядит туманно: почти все места в «Формуле-1» на сезон-2017 уже заняты, при этом Даниил связан долгосрочным контрактом с Red Bull. Все идет к тому, что 23-летнего россиянина отправят в почетную отставку, назначив на должность запасного пилота или резервиста. На практике это означает, что спортсмен будет ездить на гонки, раздавать интервью, но только в случае болезни кого-то из основного состава сможет вернуться за руль.

Впрочем, даже такой вариант станет для Квята удачей. В интервью немецкому изданию AutoBild глава программы поддержки пилотов Red Bull Хельмут Марко сделал однозначное заявление: «Квят больше не вернется. Мы считаем, что он не сможет исправиться в долгосрочной перспективе». Forbes объясняет, почему некогда успешная карьера Квята завершается так бесславно, и представляет нового российского пилота, который, возможно, добьется в «Ф-1» большего.

Один шанс на миллион

Даниил Квят вырос в Италии. Уроженец Уфы переехал в Рим в раннем детстве: отец будущего гонщика Вячеслав Квят работал депутатом башкирского Курултая и занимал высокие должности в нескольких крупных компаниях, поэтому семья могла себе позволить жизнь за границей, частного педагога для сына и его дорогие хобби. В Италии Квят-младший всерьез увлекся картингом, а со временем стал каждые выходные проводить на гоночной трассе.

На ранних этапах карьеры гонки оплачивал отец — на регулярные выступления в местных чемпионатах денег хватало, но для перехода на более серьезный уровень Даниилу требовался спонсор. И здесь россиянину сильно повезло. В конце нулевых компания Red Bull, которая спонсирует талантливых молодых пилотов по всему миру, из маркетингового интереса обратила внимание на Россию. В программу поддержки гонщиков несколько раз приглашали россиян, но они не проявили себя и были отчислены. В 2009 году их место занял Квят.

Даниил подписал контракт с австрийской компанией уже через день после того, как стал участником молодежной программы Red Bull. Для него это был шанс всей жизни: Red Bull брала на себя все расходы по участию в гонках и в случае успешных результатов могла довести Даниила до «Формулы-1». Квят справился. Несколько лет он выигрывал гонки в самых престижных молодежных сериях Европы, и в 2014 году 19-летнего парня перевели в «Формулу-1». В тот момент это повышение выглядело логичным и совершенно заслуженным.

Везунчик

Первые сезоны в «Ф-1» Квяту отчаянно везло. Большой удачей для Квята стало приглашение в головную команду Red Bull Racing Даниэля Риккардо — еще одного участника программы поддержки молодых пилотов. Дэн превзошел все ожидания: в первый же сезон опередил четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля и одержал три победы на откровенно слабой машине. В это время Квят спокойно ездил в молодежной команде Toro Rosso — на том самом болиде, что год назад занимал Риккардо.

Успех Даниэля вселил в топ-менеджеров Red Bull уверенность в собственных пилотах. Тогда казалось, что любой воспитанник молодежной программы может быть столь же хорош — стоит только дать ему быструю машину. И когда из команды решил уйти Себастьян Феттель, его место отдали Квяту — всего через год после дебюта.

Конечно, россиянин получил это повышение авансом. Не будь Риккардо так быстр и не реши Феттель попытать счастья в Ferrari, Квят ни за что бы не попал в основной состав Red Bull Racing. Но пазл сложился, и в 2015 году все еще неопытный Даниил оказался в топ-команде. Он предсказуемо уступал своему напарнику, но за счет меньшего количества технических сходов и все того же везения умудрился опередить Риккардо по очкам — хотя по ходу сезона было видно, что австралиец едет куда быстрее и стабильнее Квята. На Гран-при Венгрии Даниил даже заехал на подиум — правда, справедливости ради нужно отметить, что без череды поломок и столкновений соперников в той гонке Квят не смог бы подняться выше шестой-седьмой строчки.

Тем временем в гонках появлялись новые молодые участники программы поддержки пилотов Red Bull. В 2015-м в чемпионате мира дебютировал 17-летний Макс Ферстаппен — и сразу показал исключительную скорость. Весной 2016 года в Red Bull решились на рокировку: забуксовавшего Квята вернули в молодежную команду Toro Rosso, а Ферстаппена перевели в Red Bull Racing. Здесь-то и стала очевидна разница в классе. Там, где Квят иногда попадал в очки и редко заезжал на подиумы, Ферстаппен выиграл Гран-при с первой же попытки. О чемпионских перспективах Даниила тут же забыли. Red Bull Racing собрала дрим-тим, и места для Квята в этой команде уже не было.

Трудный подросток

С 2016 года Даниил Квят выступает в Toro Rosso — команде, созданной для того, чтобы молодые пилоты набирались опыта в «Формуле-1». Но для Даниила она оказалась «почетной ссылкой». Увольнять Квята в Red Bull не хотели — все же компания семь лет тратилась на его карьеру. Терять эти инвестиции без компенсации было бы неразумно, так что компания нашла элегантный выход из ситуации. С прошлого года Toro Rosso спонсирует российский бренд Acronis.

Генеральный директор компании Сергей Белоусов публично заявил, что будет финансировать итальянскую команду, пока там выступает Даниил Квят. Такой сценарий оказался финансово выгодным для Red Bull: команда сохраняла проверенного пилота и при этом зарабатывала на его выступлениях в Гран-при.

Связка Квят—Acronis успешно работала два года — Даниил провел за Toro Rosso почти полный сезон-2017. Вот только результаты катастрофически падали. Пока напарник Квята Карлос Сайнс — младший совершал яркие обгоны и набирал очки, Даниил провоцировал нелепые аварии и просто медленно ехал. За первые 14 гонок Квят набрал 4 очка. Сайнс заработал 48 баллов.

Неудивительно, что осенью Сайнса переманили в заводскую команду Renault. Квят никого не интересовал. В таких условиях команда переключилась на отработанный сценарий — уволить не оправдавшего надежд пилота и взять на его место другого. Новыми гонщиками Toro Rosso стали чемпион молодежной «Формулы-2» Пьер Гасли и победитель «24 часа Ле-Мана» Брендон Хартли.

Молодой миллионер

Со стороны карьера Квята выглядит американскими горками: то резко вверх, то жестко вниз. А у российской публики Даниил имеет репутацию невозмутимого героя, которого постоянно бросают в пекло. Между тем, гоночный путь Квята не всегда был таким сложным, как кажется. Финансовые ресурсы Red Bull год за годом позволяли россиянину получать места в успешных командах, а стабильная зарплата (официальные цифры не озвучивались, но в СМИ фигурировала сумма €750 000 за сезон) уже к 22 годам сделала Квята миллионером. У пилота есть недвижимость в Монако, и при желании Даниил вообще может не работать — неплохо для человека, который не учился в институте, а школу заканчивал в перерывах между гонками.

Карьера Квята в качестве призового пилота «Формулы-1» зашла в тупик, но это не значит, что ему некуда пойти. Во-первых, жесткий контракт с Red Bull действует до конца 2019 года. Это значит, что австрийская компания еще два года будет платить гонщику зарплату — где бы он ни оказался и как бы ни выступал. Даниил может удовлетвориться должностью резервиста, а может попробовать себя в других чемпионатах — благо, Red Bull всегда способен предоставить своему пилоту быструю машину.

Среди вариантов — электрическая серия «Формула-Е», японская Суперформула или гонки на выносливость, одной из которых является знаменитый марафон «24 часа Ле-Мана». В каждом из этих чемпионатов идет плотная борьба, а среди участников много экс-пилотов «Формулы-1». Да, Квят может оказаться в компании отчисленных из «Ф-1», зато продолжит зарабатывать шестизначные суммы в валюте и гоняться по всему миру.

Пожалуй, главное преимущество Даниила сейчас — его возраст. В 23 года адаптироваться к незнакомым гоночным сериям проще, а природный талант, который разглядели в маленьком Квяте скауты Red Bull, не мог исчезнуть. Но карьера россиянина в «Формуле-1» закончена — если, конечно, не произойдет форс-мажор и кто-нибудь из действующих пилотов Red Bull не получит травму. Впрочем, даже в этом случае команда может предпочесть новичка, а не Квята.

Кто следующий

Меньше чем через сутки после сообщения об отстранении Квята в «Формуле-1» прозвучала еще одна новость на российскую тему: в Академию молодых пилотов Ferrari приняли петербургского гонщика Роберта Шварцмана. 18-летний россиянин выступает в молодежных сериях, но членство в программе Ferrari открывает ему дорогу в самые успешные команды юниорских чемпионатов, а связи команды должны помочь Шварцману экстерном попасть в «Ф-1».

В Ferrari посчитали перспективным 18-летнего россиянина Роберта Шварцмана и осенью 2017-го пригласили юного гонщика в свою академиюВ Ferrari посчитали перспективным 18-летнего россиянина Роберта Шварцмана и осенью 2017-го пригласили юного гонщика в свою академиюФото DR

В этом году Шварцман выступает в Европейском кубке «Формулы-Renault 2.0». Как и Квят, Роберт рос в Италии и тоже свободно говорит на итальянском. Шварцман не так ярко выделяется на фоне соперников, как пять лет назад Даниил, но это не мешает петербуржцу собирать победы в гонках. В конце концов, пример Квята показал: чемпионские титулы в молодежных сериях не гарантируют пилоту успеха в  «Ф-1».

Пожалуй, лучше всего итог выступлений Квята в «Формуле-1» подвел чемпион мира 1997 года Жак Вильнев. «Сколько у него было времени? Три года? (на самом деле четыре. — Forbes) Этого должно хватить, чтобы показать весь свой потенциал, — заявил канадец. — Да, это жестко. Но это «Формула-1». Здесь нет места слабым — вот и все объяснение. Ты приходишь, и, если ты недостаточно хорош, — ты уходишь. Конец истории».