Последнее время в российских СМИ все чаще появляются хвалебные статьи, посвященные известному петербургскому бизнесмену Захару Смушкину. Этот предприниматель в свое время изрядно настрадался от специалистов по «черному пиару» и, по всей видимости, стремится выглядеть в отечественных медиа как можно достойнее. Однако богатое на разные события прошлое и не очень однозначное настоящее пока мешает этим возможным целям бизнесмена.
Самый лучший бизнесмен
Любая уважающая себя компания имеет пресс-службу или пиар-отдел, цель которых донести до общественности как бизнесмены выстраивают светлое будущее, честным трудом получают рекордные прибыли и берут на себя громадную социальную ответственность в виде благотворительности или меценатства. И это нормальная практика, которая применяется во всем мире. Но иногда стремление создать положительный образ настолько гипертрофируется, что публикации начинают напоминать жизнеописания святых. Такое ощущение складывается, если изучить то, что пишут о петербургской лесоперерабатывающей группе «Илим» и ее совладельце, обладателе состояния в 750 миллионов долларов Захаре Смушкине.
Так, из статей в сети можно узнать, что бизнесмен планирует построить «умный город Южный» под Петербургом. Собственно, известно об этом было давно, но журналисты добавили в свое сообщение новые радужные краски. Захар Смушкин построит не просто город, а «комфортный и уютный городок, весь потопленный в зелени». Он будет очень инновационным, «как в фантастическом фильме» и сам предприниматель «возлагает огромные надежды на первый в России "электронный" город будущего». В другом материале о том, как коллекционер искусства Захар Смушкин выставил свою коллекцию в Эрмитаже, предприниматель признается, что его выставка является «скромной лептой в эстетический ряд Эрмитажа» и добавляет: «духовное начало должно быть в каждом из нас».
Но, пожалуй, первое место по хвалебности стоит присудить публикации под названием «Новые горизонты. Как Захар Смушкин собирается развивать группу «Илим»». Судя по заголовку в лучших традициях советской печати, эта статья может принадлежать бойкому перу пиарщиков бизнесмена. А уж ее содержимое не хочется даже пересказывать, ибо есть опасность вызвать непроизвольные слезы умиления. Ограничимся одной емкой цитатой: «Мысли о будущем со стороны главы предприятия - не пустые слова». Впрочем, стоит отметить, что этот материал еще и самый честный, ибо он опубликован в газете «на правах рекламы». То есть оплачен.
Понастрадался за лихие годы
Захара Давидовича в желании заботиться о своем имидже можно понять. Он в свое время не раз становился жертвой «черного пиара», что могло оставить травму на всю жизнь. Это было в годы, когда между «лесным королем» Захаром Смушкиным и «алюминиевым королем» Олегом Дерипаской шла корпоративная борьба за Котласский целлюлозно-бумажный комбинат в Архангельской области. Война компроматов гремела на всю страну. И не зря сейчас журналисты приводят публикации о Смушкине в качестве ярчайшего примера работы «черных пиарщиков». Чего только стоят материалы, касающиеся интимных сторон жизни бизнесмена. СМИ, например, тогда сообщали, что Захар Давидович страдает недержанием (не речи).
Впрочем, методы тех информационных войн актуальны и поныне. Особенно, если верить петербургскому изданию «Фонтанка» (кстати, на рынке российских медиа была версия, что Смушкин может стать покровителем этой интернет-газеты). Журналисты выяснили, что бизнесмена мог атаковать владелец банка «Россия» и «Национальной Медиа Группы»
Юрий Ковальчук. Такой вывод работники СМИ сделали, изучив репортажи входящих в «НМГ» телеканалов «Рен ТВ», «Первого канала» и «Пятого». В материалах было много исторических экскурсов во времена приватизации и первоначального накопления капитала, когда в борьбе за бизнес рекой лилась кровь. «Фонтанка» выяснила, что причиной этой атаки мог стать долг бизнесмена Антона Зингаревича структуре Ковальчука. Отец Зингаревича – партнер Захара Смушкина. В общем, страсти по-прежнему кипят.
Подставить левую, чтобы не подставить премьера
Все эти публикации оставляют легкое чувство недоумения. Захар Давидович Смушкин почему-то не считает нужным жестко ответить тем, кто уже много лет пытается отравить ему жизнь. Сделать это не так сложно, имея деньги и штат отличных юристов, а и первое, и второе для бизнесмена – не проблема. Но найти информацию о том, как Смушкин засудил то или иное издание, почему-то не получается. Возможно, предпринимателю близка позиция непротивления. А, может быть (это всего лишь предположение), какая-то доля истины во всех этих сообщениях есть. Все-таки Давид Смушкин – типичный бизнесмен, сколотивший свое состояние в 1990-х годах. Избиения, убийства, изнасилования и другие мрачные подробности, которые упоминают СМИ в своих рассказах - примета той эпохи первоначального накопления капитала. Наконец, имеет право на существование версия, которая связана с тем, что в те неспокойный годы в группе «Илим» работал будущий президент и премьер-министр Дмитрий Медведев.
Но и в нынешние времена бизнесмена сопровождают неприятные истории. Как известно, против строительства того самого «умного города Южный» выступают петербургские активисты. Они пытаются защитить Кондакопшинское болото. А Смушкин собирается его застроить. Экологи утверждают, что при этом могут пострадать сразу три парка, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. И в этом противостоянии даже был эпизод, когда на сторону активистов встал Смольный. И в целом чувствуется, что если на стороне предпринимателя и находится правда, то далеко не вся.
Недержание доброты
Возможно, этим и объясняется неудержимое желание бизнесмена и его пиарщиков выставить себя в самом выгодным свете. На что, вероятно, тратятся огромные деньги, так как платные публикации в федеральных СМИ – удовольствие дорогое. Другое дело, зашкаливающая доброта этих материалов может привести к обратному эффекту. И вообще, возникает ощущение, что меценат Смушкин или его окружение плохо знакомы с классической русской литературой. Ибо их высказывания уже похожи на знаменитое хвалебное описания бекеши Ивана Ивановича из бессмертного произведения Гоголя. Чуть переделать и получится готовый текст для очередной статьи: «А какой Смушкин! Фу ты, пропасть, какой Смушкин!».