В начале ноября Еврокомиссия собирается представить свою версию нового законодательства для морских газопроводов. Его принятие может распространить на проект «Газпрома» Nord Stream 2 нормы Третьего энергопакета ЕС. Тогда доступ самого «Газпрома» к трубе может быть ограничен, чтобы формально оставить место для неких альтернативных поставщиков. Другой вариант — передать трубопровод в управление независимому оператору. Но, говорят юристы, попытки ЕС распространить свои законы на Балтику по-прежнему конфликтуют с международным морским правом.
Еврокомиссия (ЕК) подготовила поправки в газовое законодательство Евросоюза, которые распространят определение интерконнекторов (трубопроводы, соединяющие газовые сети разных стран) на не входящие в ЕС страны, сообщили источники Bloomberg. Директор по внутреннему рынку гендиректората ЕК по энергетике Клаус-Дитер Борхардт заявил, что в первой половине ноября регулятор представит правовой режим для морских трубопроводов, приходящих в ЕС. Является ли это одним документом или двумя разными инициативами, в ЕК не пояснили. Но оба могут распространить Третий энергопакет ЕС (предполагает разделение газовых компаний по видам деятельности и доступ третьих лиц к трубе) на газопровод «Газпрома» Nord Stream 2 (запуск в 2019 году, мощность — 55 млрд куб. м в год, стоимость — €10 млрд).
ЕК запросила у Совета ЕС мандат на переговоры с РФ по Nord Stream 2 летом, в ответ на жалобы его противников (Польша, Дания, Прибалтика и др.). По законам союза регулятор не контролирует морские иностранные газопроводы, что в Брюсселе называли «правовым вакуумом». Морская часть трубы регулируется международным морским правом, участки на суше — законодательством России и Германии.
Если ЕК удастся принять новые инициативы, Третий энергопакет распространится на Nord Stream 2 и без переговоров с Москвой. Впрочем, крайне сомнительно, что получится обеспечить доступ третьих лиц к трубопроводу, так как монополией на экспорт газа в РФ владеет «Газпром». Такая ситуация уже мешала проекту OPAL (сухопутный отвод от первой очереди Nord Stream): по требованию ЕК «Газпром» несколько лет мог заполнять лишь половину трубы. Но при отсутствии независимых поставщиков в октябре 2016 года ЕК дала «Газпрому» право на участие в аукционах почти на весь объем OPAL.
ЕК по-прежнему рассчитывает и на мандат на переговоры с РФ, по словам зампреда ЕК по энергосоюзу Мароша Шефчовича, до конца года. Но Москва уже отказывалась от диалога. Глава «Газпрома» Алексей Миллер в начале октября говорил, что оснований для мандата на переговоры по Nord Stream 2 нет. А юрслужба Евросовета подтвердила, что по текущим законам у ЕС нет юрисдикции над проектом.
Денис Дурашкин из BGP Litigation считает распространение норм Третьего энергопакета на территорию, не входящую в ЕС, «достаточно сомнительной инициативой», она противоречит Конвенции ООН по морскому праву, по которой юрисдикция государств не распространяется на нейтральные воды. Чтобы стать законом, инициатива ЕК должна быть поддержана Советом Европы (то есть и Германией, заинтересованной в проекте). Но если поправки обретут силу закона, «Газпрому» придется передать контроль в Nord Stream 2 самостоятельной газотранспортной компании либо отказаться от проекта, поясняет юрист.
Анастасия Худякова из правового департамента Heads Consulting отмечает, что, например, апелляция к базовым принципам ВТО о недискриминационном доступе в случае Nord Stream 2 может быть истолкована как в пользу «Газпрома», так и против него. Запрет на владение трубопроводами несет в себе признаки нарушения интересов российской компании и ее дискриминации, считает юрист, но владение трубопроводами компанией, также и добывающей газ, создает риски недискриминационного доступа для других добывающих компаний. «Если поправки пройдут, “Газпрому” в очередной раз придется искать пути выхода из непростой ситуации и реализовывать схемы передачи активов на баланс третьих компаний»,— отмечает госпожа Худякова. Впрочем, как показывает практика последних лет, добавляет она, «ограничения европейского законодательства “Газпром” и его партнеры по “потоку” преодолевали».