Николай Токарев заткнул журналистам рот иском

Источник
Грязная нефть, имидж «Транснефти» Николая Токарева и борьба со свободой слова.
На прошлой неделе Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения ранее вынесенное в пользу «Транснефти » решение первой инстанции по иску компании к «Независимой газете» и директору Фонда прогрессивной политики Олегу Бондаренко. За последние годы отмечалось немало случаев наступления на свободу печати, однако нынешний без сомнения можно назвать самым вопиющим. Впрочем, выбора у «Транснефти », очевидно, нет: ведь если не удастся заставить журналистов замолчать, Николаю Токареву будет сложнее отвертеться. А вопросы о хищении топлива звучат все громче.

Эта скандальная история началась весной прошлого года. Тогда 19 апреля белорусская компания «Белнефтехим» заявила: по нефтепроводу «Дружба» из России на Мозырский НПЗ поступила партия нефти с повышенным содержанием хлорорганики, что привело к порче оборудования. В связи с этим поляки тут же приостановили прокачку российской нефти на Запад. Аналогичным образом поступили Германия, Украина, Словакия и Венгрия. По своей значимости для российской экономики этот инцидент вполне можно было бы сравнить с введением санкций. Экспорт нефти, как известно, является одним из главных наполнителей отечественного бюджета. Бдить за тем, чтобы поставки топлива в Европу по нефтепроводу «Дружба» шли бесперебойно, поставлена компания «Транснефть ». И вот теперь огромные объемы нефти оказались испорчены, а ее прокачка привела к загрязнению трубопровода и необходимости его ремонта. По различным оценкам, простой «Дружбы» стоил России порядка 5 млрд долларов. Одновременно о нанесенном ущербе заявили иностранные импортеры – одна только Польша потребовала компенсировать ей 600 млн долларов.

«Это серьезная авария, в таких масштабах я встречаю это впервые», – отмечал партнер агентства RusEnergy Михаил Крутихин. На этом фоне «Транснефть » упорно отказывалась в подробностях комментировать происходящее. Впрочем, изображать святую невинность для компании и ее главы Николая Токарева в порядке вещей. Сколько было публикаций о том, как вольно нефтетранспортный монополист обращается с выплатой дивидендов миноритариям, как стесняется передавать в казну полученную прибыль, перекидывая ее на дочерние компании, и как на фоне всего этого СМИ вдруг находят у семьи Токарева отель в Хорватии. А пожар в Москве на топливопроводах, закончившийся смертью отдыхающего, за который никто не ответил? А вечный вопрос о невероятных объемах «технических потерь» нефти? Каждый раз ответная реакция заставляла вспомнить известную пословицу про глаза и божью росу. Однако на этот раз Николай Токарев не стерпел.

Заткнуть рты!

Было из-за чего. На одном из совещаний Владимир Путин с явным недовольством заявил, что инцидент на нефтепроводе «Дружба» нанес стране серьезнейший экономический и имиджевый ущерб. Понятно, что, когда такие слова произносит президент, сердце уходит в подошвы ботинок. Ведь за случившееся кому-то надо будет ответить. А что, если в Кремле обратят внимание на публикации, в которых прямо говорится о скрытых механизмах работы «Транснефти »? В результате в суд полетел иск к «Независимой газете» и директору Фонда прогрессивной политики Олегу Бондаренко, опубликовавшему на страницах издания статью под названием «Будем компаундировать». Как заявили в «Транснефти », публикация наносит удар по репутации компании, а потому изложенные факты должны быть опровергнуты.

В ноябре прошлого года столичный арбитраж частично удовлетворил иск «Транснефти », в связи с чем ответчики обжаловали решение в апелляционном суде. Однако теперь он оставил это решение в силе. Такой поворот событий вызвал большую тревогу как у журналистов, так и у независимых юристов. И вот почему. Дело в том, объясняют эксперты, что вынесенное решение откровенно посягает на свободу СМИ. Поскольку фактически узаконивает запрет на рассуждения по любым общественно важным темам. Тогда как закон говорит однозначно: мнения неподсудны! Но теперь выходит, что даже попытка анализа ситуации может закончиться судебным преследованием и может быть названа «порочащими сведениями». А гнев Николая Токарева вызвало именно мнение. Говоря конкретно, указание, что «Транснефть », похоже, замалчивает некоторые факты и не объясняет причины произошедшего, а то и вовсе вводит общественность в заблуждение. Вряд ли это можно назвать иначе, нежели сознательным замалчиванием фактов. Именно о «заговоре молчания» говорили многие, включая президента ИМЭМО РАН академика Александра Дынкина. Потому в отсутствие официальной информации журналисты и были вынуждены обращаться за комментариями к экспертам и сотрудникам отрасли.

Правоту журналистов своей экспертной оценкой подтвердили ведущие лингвисты страны Михаил Осадчий и Максим Кронгауз. Тем не менее их заключение не было должным образом принято во внимание. Ну что ж, эта история началась абсурдно, так, похоже, она и заканчивается… Хотя стоит ли множить абсурд, потакая желанию компании-монополиста оставить дело «шито-крыто». Судите сами: странно говорить о том, что удар по репутации «Транснефти » оказался нанесен публикацией в газете. Поскольку в ней обсуждался конкретный случившийся факт – загрязнение нефтепровода. А так выходит, что компания сама транспортировала грязную нефть из России, но рассказывать об этом теперь всем запрещает? Что это, если не попытка снять с себя ответственность? К тому же вообще непонятно, как оценивать этот самый «удар по репутации», учитывая, что о ЧП на стратегически важном для Европы и России трубопроводе писали все мировые СМИ. Всего с середины апреля вышло более 7 тыс. публикаций! И вот поди ж ты, одна-единственная из них, как выясняется, подорвала в глазах всего мира репутацию компании, и без того уже давно являющейся притчей во языцех.

Но, может быть, неверными оказались какие-то факты? В компании указывают: в публикации говорится о неких мини-НПЗ, с которых мог происходить вброс посторонних фракций в нефть, а их на самом деле не существует. Постойте, а как же тогда быть с официальными пресс-релизами «Транснефти », в которых мини-НПЗ назывались серьезной проблемой, так как из-за них снижается качество нефти? Не менее лукавой выглядит и попытка оспорить предположение, что без участия сотрудников «Транснефти » возможность сброса отходов в нефтепровод «Дружба» выглядит сомнительно. Хотя в связи с апрельским ЧП как раз четверо сотрудников компании проходят по делу в качестве подозреваемых.

Ну и, наконец, нелепо выдвигать обвинения в том, что «Транснефть » якобы зря записали в виновники инцидента, если его причины пока что официально не расследованы и не названы. Это, по сути, такой же абсурд, как и попытка привлечь к ответственности за мнение, маскирующая желание заткнуть рты желающим проветрить «бельевой шкаф» «Транснефти ». Хотя сделать это, кажется, давно пора.

Разбавим все

Потому как открытым остается вопрос: а как же все-таки в предназначенную для Европы нефть попали посторонние химикаты? Помнится, первоначально в «Транснефти » заявляли, что их в трубу запустили чуть ли не диверсанты, возжелавшие насолить России. Валить с больной головы на здоровую нефтеперегонщики, кажется, умеют неплохо. Но здесь тот случай, когда обуздывать фантазию себе дороже – слишком уж пикантно складывается ситуация. Так вот, тесты показали, что нефть в «Дружбе» была загрязнена отходами, содержащими тетрахлорметан, или, говоря иначе, четыреххлористый углерод (ЧХУ). Это крайне опасное вещество, уничтожение которого в случае образования в качестве побочного продукта на химзаводах производится по дорогой и сложной технологии. Потому, как свидетельствуют знающие люди, производители химикатов втихую отдают ЧХУ за треть цены – лишь бы не заморачиваться с утилизацией.

Кому нужен тетрахлорметан? Пригодиться он может много для чего. Дело в том, что отходы, содержащие ЧХУ, являются отличными разжижителями. Стоит немного добавить их в тяжелые нефтепродукты, например в мазут, как он и становится менее вязким, и увеличивает массу. Стоит избыточно «шарахнуть» ЧХУ в мазут, как он оказывается негорючим. В качестве топлива он уже не подходит, и потому его продают за копейки. Зато теперь такой мазут можно пускать в трубу с нефтью, разбавляя ее, словно пиво в советской пивной. А потом получить возможность отбора из трубы качественной нефти и продавать ее втихомолку, пополняя карманы. В нефтепроме процесс смешивания называется компаундирование. Уголовный кодекс такие ловкачества с заменой уже позволит отнести к воровству.

Через какой из узлов приема нефти загрязненная нефть попала в систему, пока что остается неизвестным. Однако разве можно утверждать, что «Транснефть » тут совсем ни при чем? По условиям договора компания обязуется проверять качество сдаваемой нефти и не вправе принимать некачественное сырье. Предположения, что кто-то мог незаметно сделать врезку в трубу и закачать туда «грязную» нефть, также выглядят зыбко.

«Самарское обозрение» сообщало о сотрудниках «Транснефти », которые якобы за деньги отключали на время приборы учета, пропуская в «Дружбу» нефть, разбавленную водой. Так что недаром один из трейдеров высказал предположение: «Каждый узел приема нефти – это серьезный бизнес. При наличии договоренностей сюда можно сдать все, что черное и хоть немного пахнет нефтепродуктами». В «Транснефти », похоже, больше любят другой запах – денежный. Хотя на этот раз в компании явно перемудрили. Как уже говорилось, иностранные партнеры монополиста подняли вопрос о компенсации понесенных ими расходов и упущенной прибыли, образовавшихся из-за двухмесячного перерыва поставок нефти. По имеющимся данным, они могут составить, если производить расчет на основе рыночных цен, 60 евро за баррель нефти. В целом таким образом получаются суммы в сотни миллионов долларов. Сама «Транснефть » пока что предлагает 15 евро за баррель, но ситуация складывается явно не в пользу Николая Токарева. Возникает и другой вопрос: что делать теперь с «грязной» нефтью и кто за это заплатит? Для очистки сырье придется перевозить обратно из Европы в Россию, что обойдется недешево. А оставить ее тоже никак нельзя – иначе нефть с хлорорганикой может быть вновь подмешана к чистому сырью, распространяя токсичные примеси и уничтожая дальше имидж России как надежного экспортера. Благодарить за что, похоже, стоит Николая Токарева, вместо решения проблем компании предпочитающего судиться с журналистами.
Персоны Компании
Самые скандальные олигархи 2019 года: Гуцериев, Абызов и газовые короли Арашуковы
The Moscow Post весь год скрупулезно следил за "выходками" самых богатых, самых успешных, самых раскрученных и самых… скандальных олигархов.
Средства «Негуснефти» утекли на Кипр
Фискалы проверили АО «Негуснефть»
В деле братьев Магомедовых всплыл след Медведева
Председатель совета директоров транспортной группы FESCO Лейла Маммедзаде решила уйти в отставку после годового собрания акционеров. Об этом она сообщила в интервью РБК. С момента ареста основателя группы Зиявудина Магомедова Маммедзаде управляла активами FESCO. Напомним, как началось расследования деятельности Магомедовых.
Сказочники из «канализации» имени Светланы Радионовой
Боится Светлана Радионова объясниться с обществом и читателями каналов, в том числе и из властных структур, по этим больным вопросам. Зато совершенно четко и последовательно проводится идея о том, что
Хайтек-омбудсмена нашли под креслом Катерины Тихоновой
Первый заместитель главы фонда «Иннопрактика» Наталья Попова заняла пост общественного омбудсмена по защите высокотехнологичных компаний. «Иннопрактику» возглавляет Катерина Тихонова, которую СМИ называют дочерью Владимира Путина
Выручка фонда Катерины Тихоновой подскочила до полумиллиарда рублей
Фонд «Национальное интеллектуальное развитие», работающий под брендом «Иннопрактика» и возглавляемый Катериной Тихоновой, в прошлом году увеличил выручку на 65% — до максимума за последние пять лет
Беглому банкиру Беджамову не живется на 80 тысяч фунтов стерлингов в месяц
Объявленный Россией в международный розыск экс-совладелец Внешпромбанка Георгий Беджамов, у которого английский суд арестовал активы на $1,7 млрд, попросил Высокий суд Лондона увеличить ему денежное содержание с £80 000 до £310 000 в месяц. По словам банкира, именно столько ему и его семье нужно на жизнь за рубежом
Венгрия выкачала из Николая Токарева 110 миллионов долларов
Венгерская MOL стала первой европейской компанией, которая полностью согласовала сумму возмещения за полученную весной некачественную нефть из РФ. Компания может получить от своего поставщика ЛУКОЙЛа до $110 млн компенсаций в зависимости от объема полученного сырья, который не раскрывается. Затем ЛУКОЙЛ получит аналогичную сумму от «Транснефти», которая несет ответственность за качество нефти в системе. Эксперты уверены, что выплаты за грязную нефть не станут существенной проблемой для «Транснефти» и едва ли повлияют на размер дивидендов и инвестпрограмму.
Михаил Шеломов спрятал концы в воду
51-летний Михаил Шеломов, племянник президента Путина — один из самых таинственных богачей страны. В этом году стоимость его активов перевалила за миллиард долларов.
Никто не знает, будет ли топить Валерия Израйлита Александр Новак
Уголовное дело петербургского бизнесмена Валерия Израйлита, обвиняемого в причинении ущерба «Транснефти» на 3,4 млрд рублей, поступило в суд. Во второй раз. На процессе ожидаются минимум две главные интриги: как обвинение интерпретирует факт того, что предприниматель вроде как начал строить нефтебазу в Усть-Луге «на свои», и выступят ли свидетелями топы «Транснефти», в том числе глава Минэнерго Александр Новак?
Василий Анисимов сбежал из "Горбушкина двора"
Группа ПИК стала владельцем девелоперского проекта компании Сoalco. Ее владелец олигарх Василий Анисимов собрался бежать за границу?
Герман Греф отобьет миллиард у челябинского партнера «Лукойла»
Бизнесмены увидели в действиях подчиненных Грефа крупные злоупотребления правом.
Герман Греф ограбит партнера «Лукойла» в Челябинске
Кредиторы челябинского предприятия «Резерв», занимавшегося поставками металлоконструкций в том числе для «ЛУКОЙЛа» и «дочек» «Транснефти», выступили против Сбербанка и его миллиардных требований в деле о банкротстве организации.
Николай Токарев сдует с нефти все пылинки
Николаю Токареву и его "Транснефти" не удалось переложить ответственность за качество нефти на своих оппонентов.
Нижневартовские буровики вскрыли секретный финансовый пласт
Работавшие на участках недр в Югре компании вынуждены ликвидироваться и банкротиться.
Цена «Дружбы» измеряется миллиардами
Зарубежные потребители, до которых из России весной дошла загрязненная хлорорганикой нефть, начали получать компенсации за форс-мажор на нефтепроводе «Дружба». Так, польской PKN Orlen пришла часть выплаты за недопоставку нефти. По данным “Ъ”, деньги может скоро получить и венгерская MOL. Но основной объем требований нефтяники, скорее всего, получат к концу года, когда потребители закончат расчеты, а потом перевыставят их «Транснефти». Добровольно монополия может выплатить максимум 43 млрд руб., исходя из оценки объемов загрязненной нефти в 5 млн тонн. Компенсаций сверх этой суммы придется добиваться в суде.
Николай Буйнов оставит ЕБРР пустышку
"Иркутская нефтяная компания" (ИНК) с 2014 г. находится в залоге у Европейского банка реконструкции и развития" (ЕБРР). А деньги из нее выводит Буйнов?
Игорь Сечин топит Николая Токарева в грязной нефти
Как Игорь Сечин пытается "утопить" Николая Токарева.