До повторного собрания кредиторов банка «Югра» остается неделя, но страсти среди них уже накалились до предела. Основным же разжигателем можно по праву считать Николая Шевченко, делающего многое для того, чтобы вкладчики не получили обратно свои сбережения.
Основная интрига нынешней главы саги о «Югре»: кто получит контроль над комитетом кредиторов банка – аффилированное с ЦБ Агентство по страхованию вкладов или клиенты организации. Пикантности данному противостоянию придает то обстоятельство, что с этого года АСВ лишено права участвовать в таких комитетах, то есть закон подразумевает, что вкладчики получают больше возможностей влиять на распределение средств. Однако регулятор, очевидно, не согласен с установленной нормой и собирается протащить своих агентов в число кредиторов «Югры».
Вот только как ему это сделать? По сути, способ один – найти в среде пострадавших вкладчиков паршивую овцу и договориться с ней о «сотрудничестве», а потом, запасшись попкорном, наблюдать за тем, как старается продавшаяся душа оставить контроль над банком за АСВ.
С первой частью плана у ЦБ проблем не было. Паршивец был найден в лице Николая Шевченко, экс-чиновника из Краснодарского края, как следует замешанного в криминальной деятельности. СМИ приписывают ему участие в рейдерских захватах, обнальных операциях, разворовывании бюджетных средств и вообще в плотном участии в «работе» одной из преступных группировок Юга России. Можно предположить, что товарищ с набором столь показательных качеств вряд ли был против договориться с регулятором. Благо, сотрудничество с последним предполагало хорошо знакомое занятие – развод лохов на деньги.
И вот теперь ЦБ, равно как и прочие желающие, могут наблюдать за реализацией второй части плана. И надо отдать должное Шевченко: работает он действительно на совесть.
В частности, активно убеждает живущих в регионах вкладчиков – потенциальных участников собрания – проголосовать за решения комитета дистанционно, без выезда в Москву. «Это лучше, чем отдать доверку (доверенность. – прим. ред.) мошенникам», - уверяет Шевченко читателей на своей странице в ВКонтакте. Не отвечая при этом на претензии из разряда «Николай, кто их привезет?.. Они не раз их вскроют и сделают, что им нужно», «Голосовать в АСВ это как, не смешно?», «а АСВ не мошенники? Сам себе противоречишь, помогаешь АСВ обманывать, грабить вкладчиков».
Также Шевченко пытается дискредитировать давнего лидера Союза вкладчиков России Николая Николаева и правозащитника Михаила Долматова, обзывая их тем же самым словом – «мошенники». Хотя и отказывается следовать совету граждан: при наличии доказательств обратиться в полицию с заявлением «хотя бы по ст. 159» (статья 159 УК РФ «Мошенничество» – прим. ред.). И тем более не отвечает на язвительные реплики типа: «Ты что, на приколе? АСВ грохнули уже сотни банков, а Николаев кто?»
Кроме того, наемник ЦБ выставляет в лучшем свете действия агентства, признанные прочими участниками событий недобросовестными. К примеру, он заявил о правомочности действий АСВ по банкротству нескольких десятков заемщиков «Югры». Дескать, с их балансов «все уже давно выведено», зато чиновники доберутся «до учредителей заемщиков, а там есть чем поживиться». Между тем, как отмечают наблюдатели, процедура банкротства занимает несколько лет, и кредиторы банка рискуют не дождаться возврата сбережений. Однако подельник ЦБ обходит этот довод молчанием.
Заодно можно заметить, что Шевченко старается перевести стрелки с агентства на бывших собственников «Югры», утверждая, что именно, они ограбили граждан, «а не АСВ!!!» (пунктуация оригинала сохранена. – прим. ред.). И здесь, кстати, он тоже вступает в противоречие с действительностью, в которой зафиксированы многочисленные нарушения как раз со стороны сотрудников агентства – это и уменьшение капитала банка до отрицательных значений , и недавно выявленные фиктивные расходы на аренду помещений и транспорт, и многое другое…
На днях радио «Эхо Москвы» предоставило слово лидерам пострадавших от действий ЦБ и АСВ вкладчиков. Показательно, что активисты не нашли ни одного доброго слова, чтобы охарактеризовать работу агентства. «Правовая аномалия», «меняют правила прямо во время игры», «хотят не допустить вкладчиков», «работает только на свой карман» – только такие характеристики и звучали в прямом эфире.
И разве не отличаются приведенные фразы от тех, что позволяет себе Николай Шевченко? А значит, клиентам «Югры» должно быть как день ясно, на чьей стороне играет обнальщик, рейдер и коррупционер. Разве нет?