Правительство отказалось профинансировать на 500 млн рублей еще даже не созданный официально Фонд развития информационных технологий. На фоне всех последних скандалов с «Почтой России» и ее главой Страшновым глава Минкомсвязи Николай Никифоров ведет себя неосмотрительно, если не сказать - нагло. Возглавляемое чиновником ведомство предложило еще в 2016 году, от которого осталось чуть более двух недель, «быстренько» выделить полмиллиарда рублей для Фонда развития информационных технологий.
Самое интересное, что фонд еще даже не создан! Видимо, за оставшееся до новогодних праздников время господин Никифоров намеревался не только учредить фонд, но также получить из бюджета денег и также «быстренько» провести конкурсы и раздать эти деньги на IT-проекты. Идея создать подобный фонд, который, как отмечают критики, дублирует уже существующие аналогичные структуры, была впервые озвучена господином Никифоровым в начале этого года. После этого министр старательно вносил на рассмотрение проекты постановлений правительства о создании фонда.
Сначала глава Минкомсвязи просил для ФРИТ 10 млрд рублей, но экономический блок кабмина напомнил министру, что, вообще-то, на дворе кризис. Дальше начались торги: капитализация фонда в следующем проекта была снижена до 5 млрд рублей, а под занавес уходящего года господин Никифоров уже просил: ну дайте хоть сколько-нибудь, ну хоть 500 млн рублей! Ради кого министр мог так стараться и так торопиться?
Возможно, что ради своей супруги. Светлана Никифорова - бизнесвумен, и деятельность ее компаний как раз связана с информационными технологиями. Удивительное совпадение!
Как подозревают знакомые с ситуацией, по крайне мере часть денег Фонда развития информационных технологий отправилась бы прямиком в компанию «Стартобаза», принадлежащую жене министра связи - Светлане Никифоровой.
«Бизнес-ангел, оказывающий поддержку проектам в сфере информационных технологий». Именно так компания госпожи Никифоровой отрекомендовала себя на собственном же сайте. Владелицей компании Светлана Никифорова стала весной 2012 года, ранее «Стартобазой» владел бывший партнер нынешнего главы Минкомсвязи - Тимур Якубов. Видимо, «бизнес-ангелы» нынче очень самостоятельные и заботятся, прежде всего, о собственном благополучии. Именно из «Стартобазы» выросла компания «Автодория».
«Автодемон»
Компания «Автодория» занимается производством автоматических комплексов фиксаций нарушений ПДД. Госпожа Никифорова называет проект в числе своих «любимых». Тут все понятно, если исходить из того, что любовь измеряется в денежном эквиваленте. В настоящее время камеры «Автодории» расставлены, как минимум, в 17 регионах России. В позапрошлом году компания Никифоровой добралась и до столицы. Поговаривают, что «обжиться» в Москве «Автодория» смогла не без поддержки первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова, который председательствует в правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.
Вместе с тем компания супруги министра связи получила - и получает - все возможные «бонусы». Начиная от того, что осенью 2012 года «Автодория» стала резидентом «Сколково». То есть контора эта была освобождена как от уплаты НДС, так и от налогов на имущество и прибыль. Кроме того, компании-резиденту разрешено не платить таможенные пошлины, и на 14% снижать выплаты по страховым взносам. Какую именно экономию в денежном эквиваленте сколковский резидент получил «на выходе», в компании, конечно же, вслух не объявляют.
Кроме того, госпожа Никифорова в лице компании «Автодория» успешно осваивает основную «кормушку» фирм для родственников чиновников - госзаказ. За неполные три года «Автодория» получила 21 госконтракт почти на миллиард рублей! последний контракт - на 260 млн рублей - компания выиграла в октябре текущего года. за эту сумму «Автодория» обязалась установить камеры фотовидеофиксации на дорогах Курганской области.
То есть в копилку доходов никифоровской семьи деньги капают регулярно. Правда, эксперты говорят, что платят за это водители, которых из-за недостатков системы «Автодории» могут штрафовать фактически ни за что. В частности, специалисты указывают, что система регистраторов компании устроена таким образом, что точное место нарушения ПДД указать не может. Автомобиль-нарушитель фотографируется, но не в тот момент, когда он действительно превышает скорость! Соответственно, размер штрафа начисляется автоматически - и далеко не всегда корректно.
При этом система сбора штрафов во многих регионах выстроена таким образом, что чем больше «Автодория» штрафует (подменяя собой госфункцию!), тем больше зарабатывает. Очень соблазнительно, не правда ли? Например, в Волгоградской области система условия соглашения таковы: инвестор получает 10% от суммы штрафов. В некоторых регионах «выкачивающей» из бюджета часть дорожных штрафов компании «Автодория» начинает сопротивляться ГИБДД. В прошлом году почти 50 камер компании прекратили работу в Московской области - контракт с конторой просто не продлили.
«Автодория» хороша в тоннелях, на мостах, эстакадах, то есть там, где скорость движения оправданно ограничена. Но сейчас эту систему применяют везде, как в Татарстане, где она и не поможет. Это может привести к тому, что людей искусственно делают нарушителями ПДД. Прежде чем внедрять «Автодорию», необходимо навести порядок с ограничениями скорости движения», - поясняет координатор общественного движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
Есть к системе претензии и со стороны законников. Так, адвокат Любовь Гончарова напоминает, что нарушение ПДД является административным правонарушением. Размер штрафа должен регулироваться законодательством. В этом случае бизнес-структура фактически подменяет собой закон. Кроме того, отсутствие привязки к конкретному месту и времени нарушает Кодекс об административных правонарушениях.
Сложно сказать, волнуют ли вообще такие «нюансы» Светлану Никифорову, ведь ее доходы и, соответственно, семейные доходы главы Минкомсвязи - растут год от года. Согласно последней декларации, семья Николая Никифорова заработала за 2015 год 34,4 млн. Из этих денег 28,6 млн рублей в семейную копилку привнесла госпожа Никифорова. Это в четыре раза больше, чем в 2014 году, когда супруга министра заработала только 7, 35 млн рублей, и в 24 раза больше доходов Светланы Никифоровой в 2012 году.
Господин Никифоров, вам не страшно?
В правительстве поговаривают, что к вопросу о выделении из бюджета денег для Фонда развития информационных технологий могут вернуться в следующем году. так что 5 миллиардов рублей все же маячат на горизонте. Для министерской семьи проблема в том, что Николай Никифоров еще до этого может «слететь» с должности. Не в последнюю очередь - из-за скандала с премиями главе «Почты России» Дмитрию Страшнову. Напомним, 9 декабря силовики пришли «пошуровать» в центральный офис ФГУП «Почты России». Обыски - хотя руководство оператора упорно это отрицало - были связаны с выплатой главе «Почты» Дмитрию Страшнову 95-миллионной премии.
Когда незаконными выплатами топ-менеджеру «Почты» заинтересовались правоохранители, в том числе, и силовики, министр Никифоров решил действовать. Тут же появился министерский документ за подписью самого Никифорова, который регулировал нормативы вознаграждения Страшнову. Знакомые с ситуацией подозревают. Что бумага была подписана задним числом. Вот только не факт, что свою зарплату господин Страшнов вообще получает законно. Ведь последний пятилетний контракт со Страшновым Минкомсвязи заключило, «забыв» согласовать его с правительством.
Но министр Никифоров, как может, прикрывает своего протеже. У них же столько общих дел - «Почта Банк», например. Но в последнее время господин Никифоров совершает одну ошибку за другой. Может, поэтому он так и торопился получить полмиллиарда рублей на IT-фонд - чтобы компания его супруги до того, как министр получит приставку «-экс», в последний раз припала к бюджетной «кормушке».