Суд отказался отпустить под залог в 5 млн рублей, которые друзья собрали для замминистра внутренних дел Дагестана, начальника следственного управления республики Руфата Исмаилова. В СИЗО с ним отправили и его заместителя Далгата Абдулгапурова.
Басманный суд Москвы санкционировал арест заместителя министра внутренних дел Дагестана, начальника следственного управления республики Руфата Исмаилова и его заместителя Далгата Абдулгапурова. По версии следствия, высокопоставленные силовики в 2022 году получили две взятки на общую сумму 1,3 млн рублей за вынесение процессуальных решений. А позже, с помощью возбуждения уголовного дела, пытались вернуть 100 млн рублей, неудачно вложенных в создание майнинговой фермы.
Первым суд рассмотрел ходатайство об избрании меры пресечения Руфату Исмаилову. Его доставили в Басманный суд в синем спортивном костюме после задержания в Махачкале. Свое лицо от камер он не прятал и сразу обозначил позицию. «Я в курсе, в чем меня обвиняют, но не согласен с обвинением», — сказал задержанный, отвечая на вопрос судьи Елены Ленской.
На процесс его привезли уже в статусе обвиняемого, инкриминировав два эпизода получения взятки в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ — от семи до 12 лет заключения) и один — превышения должностных полномочий (ч. 3 ст. 285 УК РФ — до десяти лет колонии).
Взятки совместно с «неустановленными лицами»
После этого следователь рассказала о сути предъявленных полковнику Исмаилову обвинений. По ее словам, все три преступных эпизода он совершил совместно с заместителем начальника Следственного управления МВД по Республике Дагестан, тоже полковником Далгатом Абдулгапуровым, а также «неустановленными лицами».
Первый был совершен 27 августа 2022 года. Тогда Абдулгапуров, находясь на своем рабочем месте и «действуя совместно» с Исмаиловым, а также неустановленными должностными лицами «через неустановленного сотрудника следственного управления», получил взятку в размере 300 тысяч рублей за помощь в вынесении «отказного» постановления Следственным управлением УВД по городу Махачкале в возбуждении уголовного дела по факту незаконного строительства дома. В этом случае правоохранители не нашли в действиях застройщика состава преступления.
А 4 октября 2022 года Абдулгапуров «получил от неустановленного мужчины» взятку в размере 1 млн рублей «за способствование в принятии в пользу представляемых им лиц положительного процессуального решения по факту хищения бюджетных средств в размере 30 млн рублей, выделенных в качестве материнского капитала».
Третий эпизод, связанный со злоупотреблением полномочиями, по словам следователя, возник после того, как в начале 2022 года Исмаилов и его заместитель Абдулгапуров решили вложить в криптовалюту собственные 100 млн рублей. Деньги, как сообщила представитель СК, силовики передали некоему Фролову на покупку оборудования для майнинга. Однако тот технику не купил, а деньги не вернул. Чтобы вытрясти средства, силовики в октябре 2022 года инициировали уголовное преследование в отношении Фролова по заявлениям подставных потерпевших.
В результате в отношении Фролова 6 октября 2022 года было возбуждено дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК), за которое ему грозило до десяти лет заключения. Мужчину арестовали.
После того как силовики добились «гарантий возврата денежных средств путем угроз применения насилия и принудили его к возврату ранее переданных денежных средств», действия фигуранта были переквалифицированы на более мягкую ч. 2 ст. 159 УК РФ («мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору» — до пяти лет заключения). Впоследствии дело Фролова направили в суд, где прекратили с назначением судебного штрафа.
«Высокий уровень дохода» и недвижимость в Азербайджане
Настаивая на заключении силовика под стражу, следователь сообщила, что обоснованность предъявленного Исмаилову обвинения подтверждается собранными по делу доказательствами, а также результатами оперативно-разыскных мероприятий.
Заявив о «системном характере действий» Исмаилова, представитель СК настаивала, что оставлять его на свободе нельзя. Во-первых, потому что он «является высокопоставленным сотрудником правоохранительных органов», а также обладает «высоким уровнем дохода» и имеет недвижимость в Азербайджане. «Находясь на свободе и осознавая тяжесть содеянного, он может скрыться, в том числе на территории государств, откуда экстрадиция невозможна», — сказала представитель СК. Также она поделилась опасениями, что, оставшись на воле, замминистра будет угрожать свидетелям и потерпевшим, а также уничтожит доказательства или продолжит заниматься преступной деятельностью. Ходатайство об аресте поддержал прокурор.
В свою очередь адвокат Исмаилова Сергей Булаев назвал эти доводы голословными. С учетом заслуг фигуранта, который прослужил в правоохранительных органах более 30 лет и имеет на иждивении семерых детей, четверо из которых малолетние, он просил избрать ему более мягкую меру пресечения — домашний арест или залог. Деньги в сумме 5 млн рублей, как пояснил защитник, собрали друзья обвиняемого.
Он добавил, что в ходе обыска у замглавы МВД Дагестана изъяли наградной пистолет и служебное удостоверение. «Это значит, что даже теоретически он не может пользоваться своими полномочиями и угрожать иным фигурантам дела» — такой аргумент привел защитник.
Его просьбу поддержал сам Исмаилов. Однако судья Елена Ленская, пробыв в совещательной комнате 15 минут, просьбу следствия удовлетворила, заключив обвиняемого в СИЗО до 2 января 2024 года.
Второй фигурант
По похожему сценарию у той же судьи в том же зале прошло рассмотрение ходатайства об аресте Далгата Абдулгапурова. Его адвокат Эльдар Хастинов просил ходатайство следствия отклонить, настаивая, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие вину подзащитного, а само дело «сделано наспех». «Судье представили пустой материал. Хоть один человек бы показал пальцем на моего доверителя. Таких нет, не было и не будет», — позже прокомментировал Business FM защитник уголовное дело.
Сам Абдулгапуров, как и его шеф, вину не признал. «В этих материалах и в [материалах] ОРД (оперативно-разыскной деятельности) я не нашел никаких аргументов, кроме того, что неустановленное лицо передало какие-то деньги. Какие были последствия, я там не увидел. Я не причастен к инкриминируемым деяниям», — заявил он.
Но и здесь суд встал на позицию следствия и прокуратуры, заключив Далгата Абдулгапурова в СИЗО до 2 января. Защита фигурантов намерена обжаловать принятые решения в Мосгорсуде.