Неохота на архаров

Источник
В Республике Алтай состоялись прения сторон по делу о вертолетной охоте на горных баранов в 2009 году, завершившейся авиакатастрофой и гибелью семи человек

В Республике Алтай состоялись прения сторон по делу о вертолетной охоте на горных баранов в 2009 году, завершившейся авиакатастрофой и гибелью семи человек. Каждого из выживших в ней трех VIP-пассажиров Ми-171 прокурор попросил приговорить за незаконную охоту на краснокнижных животных к году лишения свободы, но от наказания освободить в связи с истечением сроков давности. Обвиняемых же, по словам их адвокатов, устроит только оправдательный приговор.

Вчера утром председательствующий в процессе о браконьерской охоте судья Кош-Агачского районного суда Николай Лубеницкий объявил об окончании судебного следствия (о его ходе "Ъ" писал вчера) и предоставил слово для выступления в прениях прокурору Евгению Морозову. Подводя итоги судебного расследования, он заявил, что вина бывшего заместителя председателя правительства Республики Алтай Анатолия Банных, гендиректора компании "Инеко" Бориса Белинского и заместителя главы Института экономики и законодательства Москвы Николая Капранова установлена и доказана. По версии Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР, они участвовали в вертолетной охоте на горных баранов (архаров) 9 января 2009 года. Как прозвучало в суде, вертолет Ми-171 загонял животных на расположившихся в укрытии полпреда президента в Госдуме РФ Александра Косопкина и еще двух охотников. Велась стрельба по архарам и с воздушного судна. В тот день VIP-пассажиры добыли трех животных, а сама охота, после того как все ее участники вернулись на борт, завершилась столкновением вертолета со склоном горы. Погибли семь человек, включая господина Косопкина.

В своем выступлении прокурор Морозов сделал акцент на том, что хотя обвиняемые и не застрелили животных (следствие полагает, что архаров убили погибшие в катастрофе Виктор Каймин, Сергей Ливишин и Василий Вялков), но в охоте принимали участие. "Охота велась с летящего вертолета, что уже незаконно",— отметил гособвинитель. Для господ Банных, Белинского и Капранова прокурор попросил по одному году лишения свободы. Правда, тут же предложил освободить их от наказания, поскольку еще 9 января 2011 года истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности: по ст. 258 УК РФ ("Браконьерство") они составляют два года. Гособвинение также попросило суд взыскать с подсудимых за трех погибших животных 900 тыс. руб.

С ответной речью выступили защитники обвиняемых, которые заявили, что ждут только оправдательного приговора. Накануне прений адвокат Сергей Коптяков отметил, что его клиент Белинский находился в салоне вертолета, а архаров не выслеживал и не отстреливал. По его словам, охота планировалась совершенно на других животных — козерогов и волков. На их добычу имелось соответствующее разрешение. "А то, что случилось в дальнейшем, можно назвать эксцессом исполнителя. Горные бараны были убиты теми лицами, в отношении которых дело прекращено в связи со смертью",— отметил господин Коптяков. Эту мысль защитники вчера развили в своих выступлениях. Один из них обратил внимание на то, что неспециалисту сложно отличить внешне схожих козерога и архара. Единственный из присутствующих на процессе подсудимых Николай Капранов (господа Банных и Белинский просили рассмотреть дело в их отсутствие) в прениях не выступал.

В конце вчерашнего заседания судья Лубеницкий объявил перерыв в слушаниях до 18 мая. Предположительно в этот день обвиняемые выступят с последним словом и судья удалится в совещательную комнату для написания приговора.

Константин Воронов, Новосибирск