Валентина Ивановна Матвиенко и издание «Коммерсант» встали в один ряд в журналистском сообществе. И не по своей воле. Якобы из-за недовольства председателя Совета Федерации публикацией уволился весь отдел политики авторитетной газеты. Рассмотрим корпоративный бунт с точки зрения прошлого опыта общения топ-политика с петербургскими СМИ, ведь Валентина Матвиенко была губернатором Санкт-Петербурга почти восемь лет.
Главный медиаскандал тех времен касался так называемых «сосуль» - этот «новоязычный» термин ввела как раз Валентина Матвиенко. А вообще экс-губернатор с одной стороны напрягала СМИ через пресс-секретаря Наталью Кутобаеву (сейчас она Фоменко, замужем за всем известным шоуменом Николаем Фоменко): вопросы для интервью надо было отправлять заранее, а с другой, всегда сама выходила за этот формат и общалась с журналистами долго и непринужденно. Тем более странным выглядит новый медийный скандал с участием Валентины Матвиенко, вспыхнувший на днях.
Корпоративная солидарность
Напомним, накануне со скандалом уволились корреспонденты отдела политики «Коммерсанта» Максим Иванов и Иван Сафронов. Сообщается, что вслед написали заявления и все журналисты данного отдела – 11 человек. В наш меркантильный век такое решение многого стоит – корпоративная солидарность давно не в тренде в самых разных профессиях. Совсем странно, что текст (с ним можно ознакомиться здесь), послуживший причиной для увольнения, был опубликован еще 17 апреля, то есть больше месяца назад. В нем делается предположение, что Валентина Матвиенко может покинуть кресло председателя Совета Федерации РФ и перейти на менее статусную должность вроде главы Пенсионного фонда. Остряки прозвали такое понижение в табели о рангах пенсией для 70-летней чиновницы. Есть и другое мнение, что увольнение Иванова и Сафронова никак с Валентиной Ивановной не связано – в их статье упоминается нынешний глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин – якобы именно он может возглавить Совфед. А у нас, мол, не любят, когда СМИ бегут впереди официального паровоза.
Однако надо отметить, что в «Коммерсанте-Власть» были, возможно, обидные статьи для Матвиенко и ранее – например, «За сосули перед отечеством». Там прямо говорится, что переход Валентины Матвиенко с должности губернатора Петербурга на пост председателя Совета Федерации выглядит как почетная ссылка. А также описывается, как ВАМ прокатили мимо выборов во времена правления Владимира Яковлева. После этого из питерских газетных киосков кем-то срочно был изъят весь тираж журнала «Коммерсант-Власть».
Сама же Матвиенко категорически отвергла подозрения, что она включила против журналистов «Коммерсанта» административный ресурс. «Это не мой стиль», - подчеркнула она.
«Сосули»
Но мы все равно возвращаемся к Валентине Матвиенко (фамилия мужа). Дело в том, что в бытность ее губернаторства Санкт-Петербургом (2003-2011 гг.) общение со СМИ стало резонансным из-за зимы, которая всегда приходит в Россию непредсказуемо. И тогда же, в 2009 году, руководитель города ввела термин «сосули». В ту зиму, как впрочем и в прошедшую, наледь с крыш убивала людей и калечила. Даже Российская академия наук заступилась за Валентину Матвиенко, оправдав ее термин – «сосули». Хотя опрошенные корреспондентом «Нашей версии» филологи протестуют против сосуль, но фамилии называть отказываются. Чего ж тогда протестовать.
Далее. Валентина Матвиенко весьма нервно реагировала на статьи про смерти людей в результате плохой работы коммунальных служб Санкт-Петербурга. Например, ваш покорный слуга писал про смерть мальчика, «сосуля» размером с льдину на него с крыши упала, однако в петербургском отделении газеты «Аргументы и факты» упоминаемый выше пресс-секретарь Матвиенко Наталья Кутобаева пыталась заблокировать публикацию. Тогдашний президент «АиФ» Николай Зятьков (ныне возглавляющий «Нашу версию)» ситуацию разрулил, и статья вышла. Несмотря на сопротивление официального Смольного.
«Валентинка»
О хорошем нельзя не сказать. Валентина Матвиенко всегда была открыта для прессы. Помнится, спрашивал ее, как она попали обратно в Питер. Матвиенко ответила: «Путин решил послать в родной город Валентинку». Юмор – это всегда бесценно. Еще Матвиенко поддерживала городскую империю ныне покойного Олега Рудного, хотя публикации и телесюжеты в отношении губернатора были порой острыми, критическими. При Валентине Матвиенко в СМИ было нормальным критиковать руководителя города. Сейчас от этого отказались. Да, она спорила, со многим не соглашалась. Но разве это не естественный рабочий процесс?
Говорят, Валентина Матвиенко продемонстрирована даже в кино, причем еще в советское время. В ленфильмовском фильме «ЧП районного масштаба» (1988 год выпуска) по повести Юрия Полякова действие происходит в родном для него Ленинграде в перестроечную эпоху. Главный герой в исполнении Игоря Бочкина – комсомольский вожак, который идет по головам ради повышения, но вот незадача – в его райотделе комсомола пьяные подростки сперли знамя. Он на грани увольнения. И обращается, используя мужское обаяние, к прообразу Валентины Матвиенко, вожаку городской комсомольской организации в исполнении Елены Анисимовой. Она ему не помогла.
Точно также как никто сейчас не хочет помочь журналистам изгоняемым из Коммерсанта. И владелец газеты Алишер Усманов и другие влиятельные лица, которые остались за кадром, лишь стыдливо оправдываются, говоря, что это не они были инициаторами увольнения. А представляете как было бы красиво, если вот тут уже Валентина Ивановна, как взяла и заступилась бы за журналистов? Ведь ее голос очень много значит. И пусть даже не как официальное лицо (чтобы исключить административное вмешательство). А как человек, который всегда говорит «я за объективность».