Как выяснил "Ъ", на российском нефтяном рынке состоялась одна из крупнейших за последние годы сделок по продаже отдельных активов: "Нефтиса" Михаила Гуцериева приобрела "Сладковско-Заречное" в Оренбургской области с запасами около 80 млн тонн. Несколько лет назад актив принадлежал "Металлоинвесту" Алишера Усманова, но сменил владельца. По оценкам аналитиков, месторождение обеспечит рост запасов "Нефтисы" на треть и может стоить $300-350 млн.
Кипрская Dolmer Enterprises, владеющая "Нефтисой" Михаила Гуцериева, согласовала с ФАС покупку ООО "Сладковско-Заречное" у кипрской SZ Regionoil Holdings, следует из сообщения службы. Сумма сделки не разглашается. В "Нефтисе", а также в принадлежащих семье Гуцериевых группе "Сафмар" и "Русснефти" отказались от комментариев.
"Сладковско-Заречное" владеет добычными лицензиями на три месторождения в Оренбургской области — Сладковско-Заречное (запасы около 44 млн тонн нефти и конденсата), Кошинское (C1+C2 — 24 млн тонн нефти и 18 млрд кубометров газа) и Яснополянское (11 млн тонн нефти и 4 млрд кубометров газа). Таким образом, покупка позволит "Нефтисе" нарастить запасы примерно на треть и является одной из крупнейших сделок по приобретению отдельных нефтяных активов за последние годы. Информацию о том, идет ли на месторождениях "Сладковско-Заречного" промышленная добыча, в открытых источниках найти не удалось.
"Нефтиса" — второй по величине нефтегазовый актив семьи Гуцериевых после "Русснефти", добыча за 2016 год составила 6,9 млн тонн (почти сравнявшись с "Русснефтью"). Исходно Михаил Гуцериев объяснял создание "Нефтисы" в 2008 году тем, что на "Русснефть" с ее высокой долговой нагрузкой уже невозможно было привлечь средства. Предполагалось, что в ходе IPO "Русснефти" компании будут объединены. Но когда в 2016 году "Русснефть" разместила часть акций на рынке, этого не произошло.
Действующие владельцы "Сладковско-Заречного" достоверно неизвестны. До 2012 года актив принадлежал группе "Металлоинвест" Алишера Усманова, которая приобрела его в 2008 году за $100 млн, рассчитывая в дальнейшем добывать газ для собственных предприятий. В марте 2012 года Роснедра выдали "Сладковско-Заречному" лицензии на Кошинский и Яснополянский участки за 18 млн руб. Через три месяца "Металлоинвест" продал актив за $125 млн. Как сообщили "Ъ" в "Металлоинвесте", актив продан как непрофильный. Покупателей в холдинге не раскрывают, ссылаясь на условия конфиденциальности. Согласно кипрскому реестру, 0,0098% в SZ Regionoil Holdings принадлежит Татьяне Лукьяновой, а остальное — Zen Promotion Inc., зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
По словам двух источников "Ъ", сделка с Dolmer Enterprises не первая попытка продать "Сладковско-Заречное": в 2014 году на актив претендовала "Газпром нефть", но сочла его стоимость завышенной. Затем в связи с падением цен на нефть на рынке просто не было покупателей, считает один из собеседников "Ъ".
По оценкам Карена Дашьяна из Advance Capital, сейчас актив может стоить $300-350 млн с учетом неплохой изученности и высоких дебитов скважин. Эксперт считает, что сырье с месторождений может пойти на Орский НПЗ (входит в другой актив господина Гуцериева, "Фортеинвест"), а появление нового крупного актива может серьезно упрочить позиции "Нефтисы". При этом источник "Ъ", близкий к одной из нефтекомпаний, отмечает, что высокая оценка актива не учитывает ряд проблем, связанных с добычей. Залежи содержат карбонатные трещиноватые коллекторы с большой глубиной залегания (около 5 км), поэтому для эффективного извлечения требуется кислотный гидроразрыв пласта, а это достаточно затратно. Говоря о смысле сделки для "Нефтисы", собеседник "Ъ" замечает, что и в прошлом Михаил Гуцериев действовал схожим образом. В 2004-2005 годах, создавая "Русснефть", он переплачивал за месторождения, делая ставку на рост цен на нефть, и тогда такая агрессивная стратегия оправдала себя.