Не так ищут: почему ФАС проверяет Google и «Яндекс»

Источник
Популярных поисковых сервисов в мире всего несколько штук, поэтому внимание к ним антимонопольные органы проявляют регулярно и не только в России. В июне претензии европейского регулятора к Google по созданию преимущества для своих сервисов завершились для корпорации штрафом на €2,42 млрд.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила проверить крупнейших игроков рынка поисковиков, в частности «Яндекс» и Google, на предмет преимущественного размещения своих ресурсов в поиске. Об этом рассказала начальник управления контроля связи и ИТ службы Елена Заева, передает РИА Новости. Она пояснила, что речь идет об информации «по вопросу ранжирования ответов в поиске». Представитель ФАС в беседе с Forbes пояснила, что ведомство запустило проверку в отношении крупнейших поисковиков, поскольку получило соответствующие «жалобы граждан». В Google Forbes заявили, что не комментируют ситуацию. В «Яндексе» также воздержались от комментариев. 

Как рассказала Заева, «все» субъекты рынка «буквально несколько дней назад» предоставили запрошенную ведомством информацию. «Google продлял срок предоставления информации и дал совсем недавно информацию. Поэтому мы ее сейчас изучаем», — добавила собеседница агентства. В беседе с Forbes она подчеркнула, что ведомство отправляло соответствующий запрос «только двум участникам с наибольшей долей рынка — «Яндексу» и Google». «Обратите внимание, сколько лет уже Еврокомиссия это дело смотрит», — заметила начальник управления. В то же время в разговоре с Forbes она уточнила, что связи расследования с опытом ЕК и Google нет, но антимонопольная служба, «безусловно, будет учитывать имеющуюся практику».

По словам Марии Кот, старшего юриста антимонопольной практики «Инфралекс», для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением, ФАС прежде всего должна определить положение конкретного хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, а также установить, что его действия приводят к «недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. «Выводы антимонопольной службы о наличии либо отсутствии в действиях игроков рынка поисковиков признаков нарушения антимонопольного законодательства могут быть сделаны только после комплексного исследования товарного рынка, в том числе определения его продуктовых и географических границ, а также оценки влияния таких действий на состояние конкуренции», — говорит она.

Поисковые сервисы в России

Сейчас в пятерку крупнейших поисковиков России входят «Яндекс» (по данным Liveinternet, доля на сентябрь – 51,5%), Google (44,1%), Mail.Ru (3,9%) «Рамблер» (0,2%) и аналогичный сервис от Microsoft – Bing (0,2%). В Rambler Forbes на вопрос о запросе ФАС заявили, что у компании «нет своего поиска в том виде, в котором необходима проверка», потому компания такого запроса от ведомства не получала. «Рамблер» использует поисковый движок «Яндекса», поэтому теоретически не имеет возможности продвигать свои сервисы в поисковой выдаче. В Microsoft не стали комментировать информацию. При этом эксперт на рынке пояснил Forbes, что у Microsoft нет возможности продвигать свои сервисы, потому что Bing «является глобальным сервисом, то есть не адаптируется под российский рынок и не маркетируется на нем». В Mail.Ru Group пока не ответили на запрос Forbes, хотя у компании есть собственный поисковый движок и различные российские сервисы, в том числе «Товары Mail.Ru» и «Юла».

Рынок контекстной рекламы в России, по данным Российской ассоциации электронных ком­му­ни­ка­ций (РАЭК), составил 102 млрд рублей за 2016 год. Выручка от рекламы в целом — это 95% доходов «Яндекса», свидетельствуют данные отчетности компании за второй квартал этого года. У Alphabet (владеет Google) поменьше — 88% (данные за 2016 год). Обе компании, к которым возникли вопросы у ФАС, развивают множество сервисов и платформ, в том числе «Яндекс» — собственную почту, «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет», «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Музыка» и др. Проекты Google включают почту, картографический сервис «Google Карты», Android, YouTube, «Google Play Музыка», «Google Play Фильмы» и пр.

Директор по маркетингу группы компаний Rambler & Co Антон Сучков в беседе с Forbes выразил уверенность, что ФАС, как регулятор рынков, «вправе обращать на это [ситуацию с поисковой выдачей] свое внимание». «Поисковая выдача и «Яндекса», и Google является для пользователей Рунета большой точкой входа — местом выбора, где тратится время и, конечно, есть финансовый критерий (где пользователь потратит свои деньги?)», — объясняет он.

Собеседник Forbes считает, что к анализу этой ситуации стоит привлечь экспертное сообщество, «которое оценит определенные сегменты выдачи, вызывающие вопросы». «Ведь если «Яндекс» или Google в каком-то сегменте создали продукт, который удобно для пользователя отвечает на его запрос, то не стоит добиваться его понижения в выдаче, только потому что этот продукт принадлежит данным компаниям. Должна быть здоровая конкуренция, в которой в топ будут выходить лучшие продукты, команды которых проделали большую работу по удовлетворению потребности пользователя. Если же поисковые системы начнут, например, по брендовым запросам сайтов конкурентов, выводить свои аналоги, оставляя трафик внутри себя, то это только отвернет от них пользователя, который просто вместо поиска наберет адрес сайта в строке браузера», — рассуждает Сучков.

Европейский опыт

Для Google это уже не первая подобная история: в конце июня завершилось разбирательство в отношении компании в Еврокомиссии. Технологический гигант получил штраф на €2,42 млрд за злоупотребление доминирующим положением на рынке поисковых систем. По данным ЕК, поисковик в первую очередь выдавал свой сервис Google Shopping при поиске товаров в интернете. Теперь компания должна исправить ситуацию в течение 90 дней. Если Google откажется выполнять предписание регулятора, он может получить новые штрафные санкции до 5% среднесуточного мирового оборота материнской компании Alphabet за каждый день невыполнения решения регулятора. 

До этого, в январе, The Wall Street Journal при участии агентства SEMrush проанализировала 25 000 поисковых запросов. Журналисты увидели, что реклама продуктов Google и других компаний холдинга Alphabet оказывалась на самых выгодных местах страницы выдачи в 91% случаев, «отодвигая» ниже оплаченные клиентами поисковика объявления. При этом в Google заверяли, что «осознанно и тщательно разрабатывают» маркетинговые кампании, не мешая другим рекламодателям. Интернет-гигант подчеркивал, что объявления компании отображаются над прочими из-за высокого качества и цены, которую она готова платить за размещение (по сути, сама себе).

В августе Google предложила европейскому регулятору отображать ссылки в разделе Product Listing Ads на основе аукциона. Компания показала регулятору идею системы, в рамках которой продавцы товаров смогут предлагать цену за любое место в разделе.

По мнению руководителя пресс-службы РАЭК Екатерины Воробьевой, предпосылкой для начала аналогичного анализа результатов поиска Google и «Яндекса» со стороны российского регулятора стало европейское расследование. «Но при этом остается главный вопрос: является ли приоритетная выдача собственных ресурсов в поисковом запросе нарушением конкуренции? У меня лично большие сомнения по однозначному ответу на этот вопрос», — рассуждает она в беседе с Forbes. Воробьева указывает, что оба сервиса — «коммерчески и конкурентно мотивированные службы», которые «стараются выжать максимум из выдачи, предоставляя подсказки из собственных сервисов и так далее». «Это удобные для пользователя фишки, которые улучшают их «экспириенс» от поиска», — уверена Воробьева.

Представитель РАЭК подчеркивает, что с начала расследования ЕК уже многое изменилось (европейский регулятор изучал деятельность поисковиков с 2013 года) и «совсем не факт, что поведение поисковиков будет признано антиконкурентным». «Технологии уже далеко впереди. Так, у «Яндекса», к примеру, давно ставка на модель вертикального поиска (позволяет осуществлять глубокий поиск именно по конкретной тематике)», — напоминает она. Говоря о причинах выбора для проверки именно «Яндекса» и Google, Воробьева заметила: «они [ФАС] прикинули аудиторию поисковиков и взяли два самых крупных». «Доля Mail, «Рамблер», Bing суммарная меньше 5%», — уточнила собеседница Forbes.

Ранее ФАС общалась с Google и «Яндексом» в российском суде по антимонопольному делу, которое длилось с 2015 года по жалобе российского поисковика. В середине апреля Арбитражный суд Московского округа по итогам разбирательства утвердил мировое соглашение между ФАС и Google. В мае Google оплатила назначенный антимонопольной службой штраф в 438 млн рублей. По условиям соглашения, американская корпорация согласилась не только выплатить штраф, но и дать всем россиянам возможность самостоятельно выбрать поисковую систему на гаджетах с операционной системой Android. 
Персоны Компании
Интернет - радио не враг
Гендиректор Европейской медиагруппы Роман Емельянов рассказывает, зачем она объединяется с «Новым радио», объясняет, почему не доверяет рейтингам iTunes и Youtube, и раскрывает секреты топ-чартов.
Forbes включил Мильнера в список 100 величайших бизнес-умов современности
Миллиардер Юрий Мильнер стал единственным россиянином, который вошел в список 100 величайших бизнес-умов современности, составленный американским журналом Forbes. В рейтинг также вошли Пол Маккартни, Джорджио Армани и другие.
Гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков может оставить свой пост
Причина возможного ухода – слабые финансовые результаты оператора.
«Юла» раскрутит квартиры
Сервис Mail.Ru Group вышел в сегмент недвижимости.
Реклама форекса привлекла ФАС
Легальные участники рынка написали заявление на «серых» конкурентов.
Rambler оптимизирует Газета.Ru и Lenta.ru
Руководство холдинга Rambler&Co сокращает штат сотрудников в изданиях Газета.ru и Lenta.ru.
Илью Клигмана и Михаила Сахина вкладчикам "Геобанка" сложно забыть
Скандальные банкиры Клигман и Сахин пытаются заставить Интернет-поисковики забыть об их существовании.
Кому оставят свои капиталы российские нувориши
Что российские миллиардеры заявляли по поводу своего наследства.
«Как только мы запускаем новинки, россияне моментально это подхватывают»
Президент Google в регионе EMEA Мэтт Бриттин о работе на российском рынке.
Полный бак. Создатели Benzuber планируют конкурировать с «Газпром нефтью» и «Лукойлом»
Разработчики приложения, с помощью которого можно оплатить бензин, не выходя из машины, сравнивают себя с Uber.
«Сначала была любовь, потом это переросло в привычку»
Андрей Малахов об уходе с «Первого канала».
Интернет дышит в спину ТВ
Рекламному рынку предсказывают рекордный объем.
Собиратель арен. Как Баста стал одним из самых популярных артистов страны
Рэпер из Ростова теперь не только исполнитель, но и успешный продюсер и совладелец сервиса электронного учета прав на музыкальные произведения.
Аналитик «Альфа-Капитала» разорвал кольцо
Крупные банки обвиняют компанию в недобросовестной конкуренции.
Российские Metro прекратят продавать технику и электронику
Вместо этого в них откроются магазины Mеdia Markt.
Краудфандинг готовят к зачистке
Площадки для народной финансовой взаимовыручки «вздрогнули» от правил, по которым теперь предлагает играть Центробанк. Просили господдержки, а получат тотальный контроль.
Стартовые площадки для реновации определило правительство Москвы
Среди 113 участков есть готовые и строящиеся дома, гаражи и пустыри.
ФСБ узнает о российских пользователях соцсетей и мессенджеров все
Минкомсвязи раскрыло интересующий ФСБ список данных о пользователях рунета.