Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев продолжает расчищать власть от прежних элит, из которых сам когда-то вышел. Но речь не идет о простом изгнании неугодных – в стране назревает передел богатств. И процесс этот уже вышел за границы Казахстана.
На прошлой неделе в Казахстане вступила в силу новая Конституция, за которую страна проголосовала 5 июня. В результате текст Основного закона претерпел существенные изменения. «Мы убрали те нормы, которые касались елбасы, членов его семьи. Теперь теряет силу конституционный закон «О первом президенте», – объяснил народу председатель верхней палаты парламента Маулен Ашимбаев. Впрочем, это не единственные изменения – всего редактуре подверглась треть (!) статей Конституции. Происходящее в Казахстане – яркий пример того, что происходит, когда задуманная решившим уйти на покой правителем операция «Преемник» начинает идти не по плану.
Политические игры
До сих пор отошедший от управления государством Нурсултан Назарбаев оттягивал на себя часть полномочий главы государства, возглавляя Совет безопасности и Ассамблею народов Казахстана (совещательный орган при президенте). Таким образом он продолжал контролировать внутреннюю политику страны. Теперь же нити его влияния грубо обрублены. С другой стороны, свой административный вес сократил и действующий президент Токаев. Он формально лишился возможности приводить своих родственников на госслужбу и в госкомпании. Президент теперь не назначает акимов (глав территорий) и меньше влияет на парламент. По партийной линии властная вертикаль тоже рушится – президент, главы регионов, члены ЦИК обязаны быть беспартийными. На первый взгляд Токаев не оставляет себе никаких альтернативных ниточек для ручного управления. Демократизация в чистом виде! И еще символичный жест: Конституция вводит запрет на смертную казнь. Явный шаг в сторону европейских ценностей. Но не все так просто.
Масштабные изменения недаром проводились в срочном порядке. Токаев говорил, что попытка госпереворота подтвердила-де необходимость скорейшей политической модернизации. Объяснение на первый взгляд парадоксальное – обычно на мятежи власть реагирует закручиванием гаек, как сейчас, например, это происходит в Таджикистане. Однако своя логика в действиях новой казахстанской власти есть.
Очевидно, что мировую экономику в ближайшее время ждет кризис и было бы глупо надеяться, что Казахстана он не коснется. А это значит, что обездоленный народ будет высказывать недовольство властью. Как уже случилось зимой, когда погромщики выступали против Назарбаева. Потому Токаев и решил мудро поделиться ответственностью с демократическими институтами, чтобы не оставаться одинокой мишенью для народного гнева. Кроме того, президент Токаев избавился от бесполезных управленческих функций, что принесет ему репутацию либерала и, возможно, любовь Запада. Но тем временем самое интересное происходит в экономике, где под шумок новая элита делит активы, прежде контролируемые кланом Назарбаева.
Легкие мишени
Понятно, что до сих пор правящий класс Казахстана прятал свои богатства за границей. На днях волей Токаева в стране появилась комиссия, которая займется возвращением в страну «незаконно вывезенных средств». Известно, что главные богатства клана Назарбаевых осели в Лондоне. Дотошные юристы говорят, что изъять недвижимость у их нынешних владельцев будет непросто – мол, суды могут длиться десятилетиями. Однако на примере российских олигархов прекрасно видно, что европейские власти в вопросах отъема собственности могут действовать и без оглядки на закон. А ведь в британском парламенте уже появились активисты, настроенные против Назарбаевых. Так что вопрос с изъятием имущества может быть решен без лишних формальностей.
А пока в Лондоне на эту тему затишье, движения начинаются в Москве. Очень кстати кто-то выбросил в Сеть информацию о московском имуществе бывшего помощника Назарбаева Булата Утемуратова. Если верить этим утечкам, бывшему казахстанскому чиновнику принадлежит, например, столичный отель Ritz Cariton на Тверской, 3.
Утемуратов – легкая мишень. Пару лет назад лондонский суд уже заморозил его имущество в Британии на 5 млрд долларов. Это доли в роскошных отелях, наличные и банковские счета в нескольких странах, а также франшиза Burger King. Претензии к нему касались незаконного вывода средств из казахстанских банков. Будучи госслужащим, он имел доли в нескольких банках, на чем и сделал состояние. При этом некоторые банки имели огромные дыры в балансе. Судя по всему, осколки бизнес-империи Утемуратова – это как раз та верхушка айсберга, которая могла бы показательно вернуться в бюджет Казахстана.
Удар по клану
В конце мая суд в Нур-Султане продлил арест известному олигарху Кайрату Боранбаеву, который сидит в СИЗО с марта. Его дочь была замужем за внуком Назарбаева, а сам Боранбаев владел долями в огромном количестве предприятий. Так, среди его активов – франшиза «Макдоналдса» в Казахстане, Белоруссии и нескольких регионах России, доля в Карагандинском фармацевтическом комплексе, который производит вакцину «Спутник V». Олигарх был задержан по инициативе Агентства по финансовому мониторингу, которое расследует хищения средств в особо крупном размере. Обвинения в адрес Боранбаева пока не озвучены, следствие распространяет «утечки», что речь идет об «обналичке» крупных сумм.
Почти одновременно с Боранбаевым в СИЗО попал Кайрат Сатыбалды, племянник елбасы. Его сняли с самолета при попытке вылететь в Дубай. Оказавшись в СИЗО, он быстренько переписал на государство 29% акций «Казахтелекома», но это его пока не спасло. Следствие считает, что компании, связанные с племянником Назарбаева, оказывали агентские услуги «Казахтелекому» по более высокой цене, чем это было необходимо. Например, оператор связи мог сам протянуть провода и установить оборудование в новом микрорайоне, но вместо этого передавал эту услугу компании, предположительно, связанной с одним из акционеров, в данном случае – с племянником елбасы. Хотя услуга в итоге была оказана, следствие считает, что за нее было значительно переплачено. При этом «Казахтелеком» – не главный актив Сатыбалды. Ему также принадлежит доля в крупных банках. «Форбс» оценивал состояние племянника елбасы в 180 млн долларов.
Под «раскулачивание» попал и обвиненный по политической статье в госперевороте Карим Масимов, бывший премьер-министр и руководитель комитета нацбезопасности. Его особняк и земельный участок проходят в деле как взятка от бизнесменов. При обыске у него изъяты 17,2 млн долларов, 11 дорогих автомобилей, антиквариат, дорогие часы и слитки золота. Еще 5,1 млн долларов изъято у близкого окружения Масимова. В КНБ заверили, что ведут работу по розыску, аресту и возврату в Казахстан еще более крупных сумм, незаконно выведенных Масимовым и его окружением на счета в иностранных банках.
Кстати
Для возврата в Казахстан незаконно вывезенных средств не всегда придется беспокоить людей из клана Назарбаева.
К примеру, еще в 2019-м лондонский суд арестовал имущество Максата Арипа, казахско-российского бизнесмена. В свое время он владел почти третью нефтяной компании Exillon Energy, ведущей добычу в Тимано-Печорском и Западно-Сибирском бассейнах РФ, и также был одним из руководителей очень крупного производителя бумаги «Казахстан Кагазы». Как утверждали новые собственники этой компании, они обнаружили резервный компьютер с черной бухгалтерией. Согласно информации, добытой оттуда, средства Kazakhstan Kagazy в объеме 150 млн долларов были переведены на счета юридических лиц, не входящих в группу компании.
Однако не важно, кто конкретно станет фигурантом очередного уголовного дела о выводе активов за рубеж. Очевидно, что львиная доля наворованного будет спрятана в Британии. А это значит, что ради успеха компании Токаеву придется налаживать отношения с Лондоном. И вот тут уже начинает работать геополитика. Не использует ли Европа этот шанс, чтобы настроить Казахстан против России? На этот счет уже есть тревожные звоночки. К примеру, российские бизнесмены жалуются, что казахстанские банки отказываются обслуживать их счета.